16-05-17 / 2017
Новости отрасли
Транзит с гарантией

В Госдуму поступил законопроект "О перевозках транзитных грузов товаров через территорию РФ", подготовленный депутатами комитета по транспорту и строительству. Авторы документа предлагают возложить координирующие функции по созданию благоприятных условий для транзита на специальный орган и дать определенные гарантии своевременной доставки иностранным грузоотправителям.

Перевозчикам могут сократить срок проверки груза. Как пояснил журналистам автор законопроекта, первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству и председатель Союза транспортников России Виталий Ефимов, документ регламентирует широкий круг отношений, связанных с транзитными перевозками различными видами транспорта. Он предполагает введение определенных нормативов для государственных органов, координацию их деятельности между собой в вопросах транзита. Это позволит иностранным грузоотправителям точно планировать сроки доставки, что позволит привлечь дополнительные транспортные потоки через территорию России.

"Законопроект разработан в мае 2014 года по поручению Президента РФ Владимира Путина и с тех пор проходил согласование с ведомствами, – подчеркнул Виталий Ефимов. – Мы надеемся подготовить его к первому чтению уже в августе этого года".

В 2008-м уже была попытка создания такого документа. Однако в 2011 году Минтранс прекратил над ним работу. Министр транспорта Игорь Левитин объяснил это тем, что законопроект не был одобрен Федеральной таможенной службой, поскольку не предусматривал досмотровых процедур.

В нынешнем законопроекте досмотр не отменяется, однако предполагается, что контрольные органы на границе должны будут сократить сроки проверок. Иностранному грузоотправителю предоставят гарантии по срокам доставки и сохранности груза. Все службы должны будут выполнить определенные нормативы по скорости транзита, исходя из видов транспорта. Для перевозчиков и государственных служб на границе введут санкции за срыв этих сроков и ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Все функции по координации будут возложены на определенный правительственный орган, который и будет следить за исполнением процедур и гарантий. Также он будет объявлять на каждый год предельный уровень тарифа для грузоотправителей по каждому транзитному коридору и виду транспорта. Предусмотрен и ряд технических мер, таких как введение электронного документооборота, гармонизация перевозочных документов с международной транспортной юрисдикцией, введение понятия "транзитного оператора", который и будет взаимодействовать со всеми службами в ходе перевозки.

Как пояснила "Гудку" директор направления по законотворчеству Союза транспортников РФ Тамара Кравченко, концепция законопроекта в декабре 2016 года была одобрена правительственной комиссией по транспорту во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем, а в апреле правительство рекомендовало его представить к первому чтению в Госдуме, внеся ряд исправлений.

Должна быть проработана возможность установления конкретных сроков доставки по каждому транзитному коридору. Введение предельных ставок за транзит означает государственное тарифное регулирование этого вида деятельности, и правительство считает такой подход необоснованным.

В Юридическом департаменте ОАО "РЖД" "Гудку" сообщили, что текст законопроекта к ним не поступал. Компания сможет вносить свои предложения во время его обсуждения в Госдуме.

Председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты России (ТПП) Олег Дунаев полагает, что стране нужен отдельный закон о транзитных перевозках.

По его словам, принято много ведомственных актов, которые усиливают контроль за перевозимыми грузами, а сама ситуация с транзитными перевозками не улучшается, хотя есть потребность увеличить транзитные перевозки в Европу из Китая. В международных рейтингах по удобству пересечения границы Россия стабильно находится в нижней части списка. Оправданным эксперт считает и введение определенных санкций для госорганов при невыполнении нормативов по скорости обработки и доставки. Сейчас у них существуют свои внутренние нормативы, которые не всегда состыкованы с теми, кто находится рядом в транзитной цепочке. Контрактное право в России в отношении госорганов развивается очень слабо, что негативно отражается и на развитии логистического бизнеса, считает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.05.2017