03-11-21 / 2021
Новости отрасли
Транзит поймают в сеть

На пространстве ЕАЭС определили приоритетные транспортные коридоры

Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 26 октября утвердила перечень евразийских транспортных коридоров. В него включили два транзитных железнодорожных маршрута – от границы КНР через Казахстан, Россию и Белоруссию и из России в Киргизию через территорию Казахстана, а также один мультимодальный, где помимо железной дороги задействованы автомобильный транспорт и морские линии. В 2022 году для этих транспортных коридоров ЕЭК разработает комплексный план развития – это позволит синхронизировать действия сторон на всех участках и повысить пропускную способность маршрутов.

Формирование сети евразийских транспортных коридоров предусмотрено дорожной картой по реализации Основных направлений и этапов согласованной транспортной политики государств – членов Евразийского экономического союза на 2021-2023 годы. Напомним, что этот план мероприятий, принятый на Евразийском межправительственном совете в августе текущего года, по сути определяет конкретные шаги для развития транспортной сети на пространстве ЕАЭС (союз объединяет пять стран – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. – Ред.).

В перечне ключевых для развития транзита и взаимной торговли маршрутов, составленном ЕЭК, порядка 30 позиций. Ранжирования по значимости нет, однако первыми в списке значатся именно железнодорожные транспортные коридоры. Один из них связывает Китай, где формируются основные грузовые потоки, с европейскими странами. Это транзитный маршрут граница КНР – Достык/Алтынколь – Илецк-1 – Смоленск/Вязьма – Брест/Брузги/Свислочь/Гудогай и далее в Европу. При этом в перечне также фигурируют возможные вариации маршрута через Казахстан или через Калининградскую область. Последнее направление сейчас становится особенно востребованным, поскольку, как отмечают операторы, здесь есть возможность диверсифицировать грузовые потоки – часть направить через порт, часть – через сухопутные погранпереходы.

"Наше относительно новое для транзита направление – через порты и пограничные переходы Калининградской области. Они позволяют работать не только в прямом сообщении с "Польскими железными дорогами", но и мультимодально через порты Калининградской области, где через 20 часов контейнер может быть доставлен в любой порт Скандинавии или Северной Европы", – отметил в ходе пленарного заседания делового форум ЕАЭС "Интеграция", прошедшего 27 октября, генеральный директор АО "Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс" Алексей Гром.

Для увеличения транзита по направлению Китай – Европа в ЕЭК предлагают развивать мультимодальные перевозки. Среди обозначенных вариантов – от границы КНР по железной дороге до морских портов Актау, Курык (Казахстан), Махачкала, Новороссийск (Россия) и далее морем до пунктов назначения в Европе.

Еще один железнодорожный коридор в списке ЕЭК связывает Россию с Киргизией. Он начинается в Новосибирске и далее проходит через территорию Казахстана в Бишкек. Здесь также предусмотрено ответвление, чтобы довести маршрут до границы с Узбекистаном.

Составление перечня евразийских транспортных коридоров – первый шаг. Как следует из пресс-релиза ЕЭК, это позволит обеспечить координацию развития транспортной инфраструктуры и тем самым будет способствовать дальнейшему формированию единого транспортного пространства. В 2022 году планируется подготовить и принять комплексный план развития этих коридоров в приоритетном порядке. "Будет выполнена синхронизация их эксплуатационных характеристик, а также цифровизация", – говорится в официальном сообщении на сайте ЕЭК.

Как отметил на форуме ЕАЭС "Интеграция" министр по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Темирбек Асанбеков, беспрецедентный в мировой практике темп роста транзита требует ускоренного развития как перерабатывающих способностей железнодорожных пунктов пропуска на границах ЕАЭС, так и процессов цифровизации. Цифровая экосистема, которую предполагается создать, позволит участникам перевозок анализировать данные, выявлять узкие места, прогнозировать грузовые потоки, принимать управленческие решения.

"Сегодня в портфеле комиссии целый ряд проектов по внедрению "цифры" в транспортные перевозки. Это и экосистема цифровых транспортных коридоров, и инициатива РФ о создании витрины национальных сервисов экосистемы цифровых транспортных коридоров и цифровизации грузовых железнодорожных перевозок, – рассказал Темирбек Асанбеков. – Планируем, что в основу наших стандартов будут заложены международные нормы, чтобы можно было встроиться в цифровой коридор между Европой и Азией".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152003.11.2021