07-11-18 / 2018
Новости отрасли
Транзит остановился на границе

Повышение скорости контейнерных поездов и новые мультимодальные схемы с портами Калининградской области станут драйверами роста объема транзитных перевозок по Международному транспортному коридору МТК "Восток – Запад". Операторы также считают перспективными японский и корейский рынки в сфере увеличения транзита через порты Дальнего Востока.

Расширение инфраструктуры в Европе раскроет потенциал перевозок по коридору "Восток – Запад". Министерство транспорта РФ к 2025 году прогнозирует десятикратный рост объема транзитных перевозок по МТК – до 1 млн TEU. И пока эти планы подтверждаются. По разным оценкам, оборот из Китая в Европу по сравнению с прошлым годом вырос на 10%, в обратном направлении – на 12%.

Как рассказал "Гудку" директор по продажам и развитию бизнеса ПАО "ТрансКонтейнер" Александр Подылов, на направлении Китай – Европа основу грузовой базы составляет продукция электронной промышленности, различные инструменты, одежда и обувь. В обратном направлении следуют такие товары, как автокомплектующие, оборудование, металлы, химикаты, а также качественные продукты питания и дорогая мебель.

"С августа мы развиваем новый экспортный железнодорожный маршрут из Республики Беларусь в КНР. С апреля организованы перевозки из Польши в Китай через погранпереход Семянувка/Свислочь на белорусско-польской границе. Кроме того, ОТЛК ЕРА с III квартала 2017 года открыла новый железнодорожный транзитный маршрут между Китаем и Европой через межгосударственные стыковые пункты Калининградской железной дороги и "Польских государственных железных дорог", – говорит заместитель директора Департамента по работе с клиентами ОТЛК ЕРА Сергей Зверков.

В свою очередь, Группа FESCO среди сухопутных сервисов начиная с прошлого года предлагает клиентам регулярный контейнерный поезд на маршруте Китай – Европа – Китай FESCO Silk Way Shuttle, который проходит по территории Монголии, России, Белоруссии и Польши.

"Частота отправок из Чжэнчжоу в Гамбург – дважды в неделю. Транзитное время между Китаем и Европой составляет 13–15 суток, что в три раза быстрее, чем морским путем через Суэцкий канал", – отметил начальник отдела стратегического маркетинга FESCO Максим Шишков.

Как отмечают участники рынка, развитие МТК сдерживают инфраструктура европейских железных дорог, скорость обработки контейнеров в портах, обеспечение обратной загрузки и ряд других факторов.

По мнению Сергея Зверкова, развитие перевозок по коридору тормозит инфраструктура "Польских государственных железных дорог".

"Сейчас железнодорожная инфраструктура на "пространстве 1520" и приграничные контейнерные терминалы позволяют переработать до 1 млн TEU на маршрутах Достык/Алтынколь – погранпереходы Белорусской железной дороги и ОАО "РЖД" с Польшей – без существенных капиталовложений", – сообщил он.

Поэтому мультимодальные перевозки через порты Калининградской области компания рассматривает как одно из перспективных направлений. Напомним, ОТЛК ЕРА и Калининградская железная дорога в феврале 2018 года заключили меморандумы о стратегическом сотрудничестве с областными портами.

"Мы получаем от наших клиентов совершенно четкий запрос на повышение скорости доставки транзитных грузов, что может стать драйвером дальнейшего развития перевозок. Что касается терминальных мощностей, используемых на транзитных направлениях, то в настоящее время они далеко не исчерпаны. Более того, проводится работа по увеличению числа используемых пограничных переходов, в том числе и на западной границе. Активно развиваются перевозки через Калининградскую область, пограничные переходы Чоп (Украина), Брузги (Белоруссия)", – уточнил Александр Подылов.

Из-за инфраструктурных ограничений на границе Белоруссии и Польши в FESCO также делают акцент на Калининграде.

"В октябре этого года мы заключили соглашение с "дочкой" ведущего грузового железнодорожного перевозчика Европы – DB Cargo AG – о совместной организации мультимодальных контейнерных перевозок между сухими портами Китая и Европы через порты Калининградской области и Германии", – сказал Максим Шишков.

Заместитель директора операционного управления по железнодорожным перевозкам Группы компаний AsstrA Андрей Сулла считает, что для развития потенциала МТК следует поработать над совершенствованием системы документооборота.

"Хорошим примером может служить блокчейн-платформа TradeLens, созданная корпорацией IBM и мировым лидером в сфере контейнерных перевозок Maersk", – говорит он.

Не менее важным на протяженных маршрутах является вопрос обратной загрузки, который логистические компании решают по-своему. В частности, "ТрансКонтейнер" за счет развитой маршрутной сети координирует транзитные и экспортно-импортные потоки, тем самым обеспечивая загрузку подвижного состава на направлении Запад – Восток.

"Мы рассматриваем ряд проектов с выходом на Cкандинавские страны с использованием мультимодальной схемы, а также Прибалтику, что позволит расширить географию коридора "Восток – Запад". Что касается обратной загрузки поездов, то основной грузопоток формируется из Германии, Польши и Австрии – это оборудование, автомобильные запчасти, шины, а также продукты питания", – сказал Максим Шишков.

У оператора есть собственное видение на будущее МТК. По оценке Александра Подылова, весьма перспективными являются перевозки в Европу из Кореи и Японии через порты Дальнего Востока. "Применительно к железнодорожным маршрутам потенциал роста есть в области обработки контейнеров в морских портах и повышении скорости контейнерных поездов. Среди уже действующих направлений, безусловно, следует выделить перевозки через территорию Монголии. Оптимальное соотношение цены и скорости доставки на маршруте позволит ему только усиливать свою роль на МТК "Восток – Запад" в дальнейшем", – считает эксперт.

В сентябре "ТрансКонтейнер" зарегистрировал собственное дочернее общество в Монголии и готов предложить клиентам качественный логистический продукт по привлекательным ценам. Кроме того, в сообщении со странами Скандинавии компания уже предлагает сервис Финляндия – Китай и высоко оценивает потенциал роста североевропейского региона.

Работать через Владивостокский морской торговый порт для развития мультимодального ускоренного транзитного сервиса из Японии и Кореи в Европу в дальнейшем намерена и FESCO. Компания будет использовать технологии проекта FESCO Fast Forward.

"Эти страны имеют ограничения к выходу на прямые сухопутные железнодорожные сервисы при росте спроса на увеличение скорости доставки грузов в Европу. В связи с тем что сегодня через Дальний Восток уже отгружается более 40% грузов из Кореи и Японии назначением в Россию, этот маршрут уже зарекомендовал себя как успешный, и его расширение в Европу мы видим логичным продолжением работы. Сервисы по доставке грузов из Японии и Кореи в Европу через Владивосток позволят сократить транзитное время более чем в полтора раза по сравнению с альтернативными маршрутами. И спрос на него уже есть", – пояснил "Гудку" Максим Шишков.

По его мнению, сценарий роста рынка по транзитному коридору "Восток – Запад" на ближайшие пять лет составит 20–25% к уровню 2017 года. Но при условии, что не будет дефицита подвижного состава и сохранится текущий уровень поддержки этих маршрутов со стороны китайских партнеров.

"Хотя в ближайшей перспективе мы не ожидаем массового дефицита платформ и контейнеров. В 2017–2018 годах контейнерный рынок продемонстрировал рост, и если темпы роста экспорта были ожидаемы, то импорт и транзит по маршруту Китай – Европа – Китай превысили прогнозы. В связи с этим на определенных маршрутах и в определенных локациях возникал дефицит фитинговых платформ, что привело к дальнейшему росту ставок. В ответ на вызовы рынка операторы увеличили объемы закупки платформ в 2018 году. Учитывая прогнозы по замедлению темпов роста экономики России в 2019 году и снижению курса рубля, мы ожидаем замедления темпов роста объемов перевозок и, как следствие – выход рынка в условия, приближенные к равновесию", – резюмировал представитель FESCO.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.11.2018