30-12-21 / 2021
Новости отрасли
Транссибу дали Южный ход

Красноярская железная дорога в 2021 году завершила первый этап модернизации южного хода Междуреченск – Тайшет, обеспечив расшивку "узких мест" на пути из Кузбасса к портам Дальнего Востока. Чем еще примечателен уходящий год, и какие задачи стоят перед железнодорожниками в 2022-м, – рассказал начальник Красноярской магистрали Алексей Туманин.

– Алексей Сергеевич, что в уходящем году было главным для вас как руководителя столь крупного, многообразного, растянутого территориально предприятия?

– Второй год мы живем в условиях пандемии, и самым главным для нас было, конечно, обеспечить безопасность и защиту здоровья наших людей, уникальных специалистов, полностью сохранить коллектив.

Мы пошли двумя путями: первое, что сделали еще в 2020 году, это вывели часть коллектива на удаленный режим работы.

С появлением вакцины запустили прививочную кампанию. На данный момент у нас вакцинировано 87% от всей численности персонала, и уже идет процесс ревакцинации. Плюс к этому переболели ковидом около 6 тысяч наших сотрудников. Таким образом, коллективный иммунитет у нас сегодня составляет примерно 93%.

Поэтому часть людей мы с удаленного режима уже вернули на рабочие места. Создали условия в соответствии с требованиями Роспотребнадзора: расстояние полтора метра, перегородки из оргстекла, средства индивидуальной защиты.

Благодаря этим и другим мерам, все это время дорога работала стабильно, мы полностью выполнили обязательства перед нашими клиентами и партнерами.

– Какой объем погрузки прогнозируется по итогам года? Как изменилась ее структура по видам груза, направлениям перевозок?

– Погрузка у нас в этом году прогнозируется на уровне 2020 года – 78,7 млн тонн. Пока, по итогам 11 месяцев мы идем с плюсом 0,3%.

Условия и результаты нашей деятельности в какой-то степени определяли внешние объективные факторы – эпидемиологическая ситуация и связанные с этим ограничения, климатическая повестка в мире, экологические требования, изменения направлений движения товаропотоков.

Если говорить о наших основных видах грузов, то по углю мы приросли к 2020 году на 3% (1,6 млн тонн). Наибольший прирост отгрузки угля обеспечили угледобывающие предприятия Хакасии – 7% по итогам января-ноября текущего года. Чуть скромнее показатель по Красноярскому краю – плюс 2%.

Это обусловлено, прежде всего, высоким спросом на уголь в Европе – на фоне восстановления традиционной энергетики, дефицита газа и высоких цен на него. Перевозки твердого топлива на внутренний рынок у нас также сезонно растут.

В обрабатывающем секторе промышленности мы видим увеличение объемов перевозок цемента, промышленного сырья.

Устойчивая тенденция на ежегодное увеличение сложилась в секторе перевозок зерна. Второй год подряд грузим более 1 млн тонн. Этот год завершаем с ростом к прошлому на 9%. Особенно активен Ужурский сельскохозяйственный кластер. Росту объемов способствует расширение каналов сбыта в условиях высокого спроса со стороны мукомольных предприятий и животноводческих комплексов, а также сохранение государственных субсидий на железнодорожные перевозки зерновых культур.

Конечно, мы со своей стороны готовы оказывать всестороннее содействие дальнейшему развитию этого сектора. Есть совместные планы с зерновиками по развитию инфраструктуры, есть поддержка правительства Красноярского края. В этом году мы отправили со станции Ужур экспериментальный "зерновой экспресс", состоящий из вагонов-зерновозов. Будем продолжать эту работу и в дальнейшем.

– С 2018 года действует поручение президента РФ о четырехкратном увеличении контейнеропотока к 2024 году. Как эта задача решается?

– Контейнеропоток увеличивается из года в год. Если раньше в контейнерах мы везли преимущественно пиломатериалы, то сейчас это уже и цветная руда, и зерно, впервые в этом году осуществили перевозку рапсового масла. Также провели пробные отправки угля в специализированных контейнерах открытого типа open-top.

Грузоотправители видят плюсы в контейнерных перевозках: значительно упрощается погрузка, перевалка на пограничных станциях и в портах, как следствие – сокращаются сроки доставки и транспортные издержки грузоотправителей.

Мы, со своей стороны, принимаем меры для развития этой услуги. Прежде всего, необходимо сделать ее доступной в плане инфраструктуры – чтобы грузовладельцу было легко ей воспользоваться, удобно осуществить погрузку и отправку, чтобы все было "в шаговой доступности". С этой целью мы уже не первый год ведем планомерную работу по открытию на железнодорожных станциях специализированных площадок для грузовых операций с крупнотоннажными контейнерами. В 2021 году новые площадки появились на 10 станциях, а всего таких станций на дороге уже 24.

Востребован наш сервис доставки продукции ускоренными контейнерными поездами по согласованному расписанию. С начала года отправлено более 1360 ускоренных контейнерных поездов.

– 2021 стал знаковым для КрасЖД в связи с завершением первого этапа инвестпрограммы по комплексному развитию участка Междуреченск – Тайшет, с которого начинается восточный полигон железных дорог. Удалось ли достичь главной цели – повышения пропускной способности южного хода Транссиба?

– Действительно, мы завершаем первый этап этого важного проекта. Напомню, он реализуется в тесной увязке с модернизацией БАМа и Транссиба и нацелен на снятие ограничений на загруженном направлении Кузбасс – Дальний Восток. С 2015 года мы построили на южном ходу 167 км новых путей, обновили десятки инженерных сооружений и энергообъектов. На 13 станциях внедрена новая цифровая система управления движением.

В 2021 году основной объем работ был сосредоточен на двух перегонах, расположенных на территории Красноярского края: Лукашевич – Кой и Джетка – Крол общей протяженностью почти 30 км. Из-за сложных геологических особенностей на этих участках большое развитие получила мостовая инфраструктура, много искусственных сооружений – только железнодорожных мостов построено 12, еще 9 железнодорожных мостов реконструированы.

Окончание работ и ввод в эксплуатацию вторых путей на ли-митирующих перегонах позволили достичь целевых показателей проекта: обеспечить увеличение пропускной способности Южного хода от станции Междуреченск до станции Тайшет на 65 % – с 19 до 29 пар поездов в сутки.

Но чтобы весь этот южный полигон дороги работал стабильно, нам необходимо продолжать строительство. Дальнейшему развитию этого важнейшего направления будет способствовать реализация проекта по увеличению пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет. В этом году на части перегонов уже завершены предпроектные работы, со следующего года приступаем к строительству вторых путей. Второй этап программы рассчитан до 2025 года, но и за горизонтом 2025 года работы будут продолжаться. Регионы Восточной Сибири быстро развиваются. Наша главная задача – опережать потребности экономики. Чтобы не мы догоняли экономику, а она – нас.

– Какую роль в перевозочном процессе играет новая станция Ачинск III, введенная в эксплуатацию в августе этого года?

– Этот проект напрямую связан с развитием такой технологии, как вождение соединенных и длинносоставных поездов, на которые сегодня делается ставка в транспортном обеспечении российской и региональной экономики. Задача – меньшим количеством поездов перевозить большее количество грузов. Эта работа ведется преимущественно на Транссибе.

На станции Ачинск III построен путь длиной 2,1 км, предназначенный для соединения поездов. Здесь два груженых состава весом 7100 тонн каждый соединяются в один поезд-гигант.

С новой станции мы уже отправили более 600 таких поездов. Вождение сдвоенных поездов высвободило нитки графика для пропуска дополнительного поездопотока. За счет этого существенно увеличилась пропускная способность сортировочной станции Красноярск Восточный, поскольку эти составы проследуют ее без остановки. Почти в полтора раза, с 64 до 86 пар поездов в сутки, возросла и пропускная способность станции Ачинск-1. Для города Ачинска, Ачинского района и всей западной группы районов Красноярского края, где развиты металлургия, топливно-энергетическая, строительная, лесная отрасли, это является большим плюсом.

– Каким был объем инвестиционной программы КрасЖД, и какие прогнозы на следующий год?

– В 2021 году в развитие инфраструктуры дороги холдинг РЖД инвестировал 31 млрд руб. Ожидаемый объем инвестиций на 2022 год – 48 млрд руб. Рост в полтора раза. И это не удорожание действующих проектов, а еще больший объем работ: прокладка вторых путей, развитие системы энергетики, приобретение мощных локомотивов "Ермак" с поосным регулированием силы тяги. Помимо этого инвестиции будут направлены и на капитальный ремонт путей, на решение многих других задач.

– Мы видим, что одновременно с обновлением инфраструктуры железная дорога в последние годы активно цифровизируется, внедряет современные сервисы для клиентов, включая мобильные приложения.

– Да, планомерно идет цифровизации всех производственных процессов. В этом году около 95% всех документов в секторе грузоперевозок оформлялось на дороге в режиме онлайн.

Сейчас наши клиенты активно подключаются к мобильному приложению "РЖД ГРУЗ", благодаря которому в любой точке России можно выбрать место погрузки, рассчитать стоимость, в режиме реального времени отследить перемещение груза, подписать необходимые документы, буквально не выходя из своего офиса или своего дома.

Еще один сервис, который появился совсем недавно, – маркетплейс "РЖД Маркет". Он предназначен для работы по схеме B2B (Business to Business). Клиенты могут размещать информацию о своей продукции прямо на сайте и выбирать самые выгодные предложения с оформлением доставки. Это первый в мире маркетплейс с доставкой железнодорожным транспортом. Пользуясь им, бизнес сможет значительно экономить на доставке и поиске товаров, расширить границы сбыта своей продукции.

– В этом году КрасЖД запустила проект по поиску и привлечению инноваций "КЖДСтартап". Каким был отклик?

– Фактически речь идет о создании единой инновационной площадки, где представители научной среды и бизнес-сообщества, в том числе инжиниринговых компаний и субъектов малого и среднего бизнеса Красноярского края, реализующие проекты в сфере высоких технологий могли предложить свои решения в ответ на наши инновационные запросы. Честно говоря, когда начинали эту работу – не верил, что будет интерес. Но мы получили очень хорошую обратную связь. Отклик был большой, из "внешнего контура" заявились порядка 300 участников. Мы провели несколько технологических конкурсов, отобрали перспективные проекты. Теперь готовимся к их тестовому внедрению. Если эти идеи хорошо себя покажут, они могут найти свое воплощение и на сети РЖД.

На этом мы не останавливаемся, будут новые конкурсы для привлечения стартапов. Все наши запросы на инновационные разработки в открытом доступе, и желающие могут предлагать свои решения.

– В свое время инновацией стал проект "Городская электричка Красноярска". Как он развивается сегодня?

– Проект продолжает набирать популярность. Сегодня в будние дни до 50% всех пассажиров, перевозимых электропоездами дороги, это пассажиры Красноярской агломерации. В "часы пик" наполняемость вагонов на самых востребованных маршрутах достигает 100%. Максимальный рост пассажиропотока мы отмечаем на Дивногорском направлении, где за 11 месяцев 2021 года количество пассажиров выросло на 38%.

Так что, можно сказать, что электричка стала для Красноярска полноправным видом городского общественного транспорта – современным, экологичным, комфортным, безопасным, не зависящим от пробок.

Мы продолжаем развивать городскую железнодорожную инфраструктуру, обновляем парк электропоездов. В следующем году завершим строительство всех посадочных платформ. Всего на внутригородском маршруте будет 33 остановочных пункта – это в два раза больше, чем в 2009 году, когда проект только начинался. Ожидаем поступления трех новых комфортабельных электричек. За последние три года на наши маршруты вышло уже 8 электропоездов новейших серий.

– Это интервью выйдет в канун Нового Года. Что бы вы пожелали коллективу Красноярской дороги в наступающем 2022-м году?

– Прежде всего, хочу поблагодарить коллег за достойный труд. Желаю крепкого здоровья, только хороших, позитивных перемен и новых удачных проектов! Уверен, и в новом году у нас все получится!

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ30.12.2021