18-05-18 / 2018
Новости отрасли
Транспорту дали нового министра

Минтранс возглавил "автодорожник" Евгений Дитрих Кресло

министра транспорта в новом правительстве занял первый замминистра Евгений Дитрих. Он сменил на этом посту Максима Соколова, чье дальнейшее место работы пока не известно. Господин Дитрих курировал дорожный сектор, и его назначение высоко оценивает отрасль, ожидающая притока денег в дорожное строительство,- президент пообещал на это 11 трлн руб. Курировать работу нового министра будет новый профильный вице-премьер-первый замруководителя аппарата правительства Максим Акимов, который пришел на смену вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

В пятницу Дмитрий Медведев предложил президенту ввести в состав нового правительства в качестве министра транспорта Евгения Дитриха, занимавшего до этого момента кресло первого заместителя главы министерства. На этом посту он сменил Максима Соколова, возглавлявшего министерство с 2012 года. Президент утвердил кандидатуру господина Дитриха.

О том, что Максим Соколов может не войти в состав нового правительства, заговорили после того, как 29 сентября 2017 года министр получил от президента дисциплинарное взыскание в связи с ситуацией с "ВИМ-Авиа". Компания в сентябре начала допускать сбои с вывозом пассажиров, а в октябре из-за отсутствия средств была вынуждена остановить полеты. А в конце декабря, когда вице-премьер Юрий Трутнев предложил наложить еще одно взыскание за проблемы со строительством и реконструкцией аэропортов Дальнего Востока, подозрение о грядущей потере поста лишь укрепилось ( см. "Ъ" от 25 декабря 2017 года ). Дисциплинарное взыскание за "ВИМ-Авиа", впрочем, президент 6 мая своим указом снял .

Евгения Дитриха прочили в преемники господина Соколова с конца апреля, однако до последнего момента интрига не разрешалась. Среди других возможных кандидатур на этот пост назывались глава ОАО РЖД Олег Белозеров (до назначения в ОАО РЖД в 2015 году был замом господина Соколова в Минтрансе), гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев, экс-глава Минтранса, а ныне помощник президента Игорь Левитин, глава "Автодора" Сергей Кельбах.

Евгений Дитрих родился в Мытищах в 1973 году, окончил МИФИ по специальности "прикладная математика". Работал в Минимуществе, Минэкономики, с 2005 по 2012 год занимал должность замглавы Росавтодора, с 2012 по 2015 год работал в аппарате правительства, параллельно возглавляя Ространснадзор. 14 октября 2015 года назначен первым замминистра транспорта.

В Минтрансе господин Дитрих курировал автодорожную отрасль. Эту отрасль ожидает масштабный приток средств: в марте в послании Федеральному собранию Владимир Путин пообещал "в ближайшие шесть лет практически удвоить расходы на автомобильные дороги, направить на эти цели более 11 трлн руб.".

"Несмотря на то что Евгений Дитрих в ранге первого зама курировал Росавтодор, госкомпанию "Автодор", проект "Безопасные качественные дороги", ошибочно будет считать, что министром стал отраслевик-дорожник,- говорит глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин.- Нет: это универсальный человек, владеющий всеми транспортными темами, разбирающийся во всех видах транспорта. Вводом Крымского моста он тоже занимался, и этот факт, уверен, ему тоже поставили в плюс". Евгений Дитрих давно известен в транспортной и управленческой сфере, рассказывает глава Союза пассажиров России, член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков. "За это время он себя ничем особо не запятнал, как, впрочем, ничем особым себя и не проявил,- говорит он.- У него статус очень старательного чиновника. Думаю, что теперь у него появится возможность себя показать и, надеюсь, с лучшей стороны. Надеюсь, что в транспортной сфере, куда скоро пойдут большие деньги, теперь произойдут какие-то серьезные изменения".

В транспортном сегменте часто возникают разного рода конфликты, добавляет Михаил Блинкин: "То дальнобойщики бастуют, то еще что-то". "Евгений Дитрих в этом плане бесстрашный и политически отважный - готов со всеми встречаться, ругаться, доказывать свою точку зрения",- говорит он.

Президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин вспоминает, что именно господин Дитрих вел переговоры с дальнобойщиками и перевозчиками во время запуска системы "Платон" в 2015 году. "Тогда он себя показал, как человек понимающий, здравомыслящий, вникающий в проблемы,- говорит господин Матягин.- На рабочих группах он выступал своеобразным арбитром между перевозчиками и своими коллегами-чиновникам". По его словам, когда перевозчики предложили в рамках системы "Платон" ввести систему постоплаты, возникла "жаркая дискуссия", но в итоге с подачи Евгения Дитриха идея была поддержана. "На мой взгляд, назначение его министром - это положительная тенденция,- отмечает Владимир Матягин.- Вероятно, теперь он будет менять структуру министерства. Мы рассчитываем, что новый министр будет больше уделять внимания проблемам грузового транспорта, возможно, для этого создадут новый департамент".

Одновременно с этим в новом составе правительства, как и прогнозировалось, новым вице-премьером, курирующим транспорт, будет Максим Акимов, работавший ранее вице-губернатором Калужской области (2007–2012 годы) и замруководителя аппарата кабмина (2012–2018 годы). В связи с этим определенная интрига сохраняется вокруг дальнейшей судьбы правительственной комиссии по безопасности дорожного движения - важного консультационного органа, потенциально способного повлиять на судьбы всех автомобилистов в России. Это комиссию, судя по всему, теперь возглавит господин Акимов.

Дело в том, что в прежнем составе правительства ее возглавлял Игорь Шувалов, известный тем, что на заседаниях часто выслушивал представителей общественности (фаворитом был экспертный центр Probok.net) и давал ГИБДД поручения проработать тот или иной вопрос. Так, к примеру, было с разрешением поворота на красный свет светофора (вопрос так и не решился), введением приоритетного проезда на круговом движении (по итогам были внесены поправки в ПДД), разрешением ездить мотоциклистам между рядами (от этой идеи отказались), применением камер "Автодория" на дорогах Москвы ( не применяется в столице с прошлого года) и т. д. По данным "Ъ", ГИБДД часто выступала против многих инициатив, озвученных на комиссии, но решением господина Шувалова некоторые из них воплощались. Кроме того, через комиссию лоббировались различные поправки к правилам дорожного движения, необходимые и нужные столичному правительству и департаменту транспорту Москвы: известно, что у вице-мэра Максима Ликсутова и Игоря Шувалова были хорошие отношения.

А вот депутаты, ответственные за безопасность движения в Госдуме (в частности, Вячеслав Лысаков), господина Шувалова, как правило, критиковали и в состав комиссии не входили. Отчасти по этой причине многие законодательные инициативы, рожденные в недрах комиссии (например, законопроект о передаче полномочий по администрированию штрафов), долго тормозились.

На данный момент не ясно, будет ли меняться состав участников комиссии в связи с приходом нового вице-премьера. "В прежнем виде в этом органе я видел мало смысла,- заявил "Ъ" господин Лысаков.- Работа его была довольно бессистемная, собиралась комиссия нечасто. Состав был странный - представители всех ведомств входили, но почему-то представителей нашего, ответственного за административное законодательство, не было. Специалистов, глубоко разбиравшихся в проблематике, в аппарате комиссии тоже не было. Нужно, чтобы комиссия стала влиятельным координирующим органом - неким правительственным информационным центром, и новый вице-премьер, надеюсь, сделает все для этого. Если же комиссия продолжит работать по прежней схеме, то смысла в ней не вижу".

Впрочем, глава экспертного центра Probok Александр Шумский с господином Лысаковым не согласен. "Все реальные обсуждения и дискуссии по теме безопасности движения проходили именно в рамках комиссии,- заявил он "Ъ".- Обычно решения принимаются в одном, двух кабинетах, но на комиссии, наоборот, всегда звучали разные точки зрения". По его словам, именно в рамках совещаний было принято решение использовать уменьшенные дорожные знаки - сначала в Москве в качестве эксперимента, затем это их закрепили в ГОСТе. "Эту идею, кстати, вынашивали очень много лет, но пока она не дошла до правительственной комиссии, ничего не делалось",- отмечает господин Шумский.

Он также напомнил про недавно утвержденную стратегию по повышению безопасности дорожного движения до 2024 года, предполагающую радикальное снижение смертности: документ также готовился правительственной комиссией и Госавтоинспекцией. "Игорь Шувалов брал на себя ответственность за принятие решений, не боялся критики,- подчеркнул Александр Шумский.-

Раньше ГИБДД отрицало любые инициативы, сейчас руководство современное и мы надеемся на совсем другой подход в работе".

Источник, знакомый с работой комиссии, также напомнил о термине "Опасное вождение", появившийся в ПДД после общественного обсуждения в 2016 году во многом по инициативе комиссии и господина Шувалова. А ранее, говорит собеседник "Ъ", был утвержден правительственный план по снижению числа выездов на встречную полосу и ужесточены требования к автошколам, что также дало результат в виде снижения аварийности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Kommersant.ru18.05.2018