22-05-24 / 2024
Новости отрасли
Транспортный каркас евразийского пространства

Все дороги ведут… на Восток и Глобальный Юг. О железных дорогах Арабского Востока и Ирана в XXI веке, реализуемых проектах и их значении для расширения торговых возможностей в рамках МТК Север – Юг рассуждали эксперты НИУ ВШЭ. Железные дороги Арабского Востока В августе 2023 года первый российский транзитный поезд в составе 36 контейнеров пересек границу Ирана в г. Инче-Бурун в направлении Саудовской Аравии. Возможность транспортировки грузов по международному транспортному коридору Север – Юг – мультимодальному маршруту от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7,2 тысячи километров, проходящему через территории 11 стран, – открывает перед российским бизнесом новые перспективы по выходу на рынки стран Арабского Востока.

"Превращение отдельных терминальных участков железнодорожных сетей региона в объединенный с российскими МТК целостный контур с непрерывным товаро-, грузо- и пассажиропотоком видится в связи с сегодняшней динамикой изменения мировых цепочек поставок исключительно перспективным направлением развития глобальной транспортно-логистической системы дружественных стран. В этой связи запуск полноценного сообщения между Россией и странами Арабского Востока по МТК Север – Юг через территорию Ирана может стать первым практически значимым шагом в реализации этого амбициозного проекта. Особую значимость проект приобретает в 2024 году в связи с вхождением в состав БРИКС новых государств-членов – Ирана и Объединенных Арабских Эмиратов", – подчеркивает к. э. н., директор Цент ра междисциплинарных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марат Зембатов.

При этом необходимо учитывать состояние железнодорожной сети стран Арабского Востока, которая во многом находится еще в стадии формирования.

Несмотря на впечатляющие темпы железнодорожного строительства в Саудовской Аравии и в ОАЭ, остальные страны региона не отличаются развитой сетью ж/д сообщения. А в некоторых из них на отдельных участках путей сообщение было прервано в связи с военными действиями.

"Наиболее развитой в регионе является сеть железных дорог Саудовской Аравии. Железнодорожная сеть Саудовской Аравии с шириной колеи 1435 мм состоит из Северной железной дороги ( Эр-Рияд – Эль-Курьят), Восточной железной дороги ( Эр-Рияд – Эль-Даммам) и Западной железной дороги (скоростная дорога Харамейн). Ведется строительство, и запланировано введение в эксплуатацию линий севернее Эль-Курьята – на Иорданию, на запад от Эр-Рияда до порта Джидда ("Саудовский сухопутный мост") и железной дороги Совета сотрудничества государств Персидского залива – вдоль всей береговой линии Саудовской Аравии: от Кувейта на севере до ОАЭ на юге", – говорит ведущий эксперт Центра междисциплинарных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Али Сул Иман.

Не менее значимым для целей развития транспортно-логистического комплекса региона видится и становление железных дорог ОАЭ. Перспективные планы развития железнодорожных сетей региона включают создание линий в государствах Оман и Кувейт для соединения оманского порта Сухар (Оманский залив к югу от Эль-Фуджейры) с национальной железнодорожной сетью ОАЭ. Также запланировано строительство железной дороги в Кувейте протяженностью 574 километра. Реализация будет проходить в три этапа. На первом в числе прочего будет обеспечен выход на железнодорожную сеть ОАЭ.

На втором – уложены пути для соединения с соседним Ираком. В рамках третьего этапа запланировано сооружение 257 км вспомогательных линий ж/д сети Кувейта для объединения в замкнутый контур железнодорожного сообщения большинства населенных пунктов страны.

"Железнодорожное строительство в регионе Арабского Востока развивается бурными темпами. Вместе с тем необходимо отметить объективные трудности, которые возникают там при строительстве и эксплуатации железных дорог. Они связаны в основном с климатическими особенностями: постоянно повышенной температурой – 50 °C и более, – что осложняет эксплуатацию путевого оборудования и подвижного состава и сокращает срок его службы, а также песчаные заносы. Отдельным источником проблем для поддержания железных дорог в рабочем состоянии в условиях пустыни являются дикие животные – в основном газели", – подчеркивает М. Зембатов.

Точка притяжения – Иран Сейчас протяженность железнодорожных линий Ирана достигает примерно 16,5 тыс. км. Из них 2200 км электрифицированы (13,3%), почти 12 тыс. км являются главными и 3239 км – боковыми. Подвижной состав насчитывает 986 действующих локомотивов, 29,7 тыс. грузовых вагонов. Плотность ж/д сети в Иране составляет 5,12 км пути на 1000 кв. км.

В стадии строительства находится еще 7,5 тыс. км железных дорог. Цель – к 2025 году расширить национальную ж/д сеть Ирана до 25 тыс. км. Вместе с тем большие нереализованные резервы имеются в области электрификации железнодорожной сети страны.

Сейчас доля ж/д транспорта страны в транзите грузов через Иран составляет 14%. В связи с тем, что развитию инфраструктурных транспортнологистических проектов в Иране уделяется большое внимание, в январе 2017 года иранский парламент принял закон, который выделяет фиксированную долю в размере 1% национальных доходов от нефти на проекты сообщения в иранском железнодорожном секторе. МТК Север – Юг – развивающаяся транспортная артерия, которая является одним из центров иранских железнодорожных инвестиций. Запланированный мультимодальный коридор призван соединить Мумбаи (Индия) посредством морских перевозок с иранскими портами в Чахабаре и Бендер-Аббасе. Северная часть коридора свяжет Иран с Москвой через Азербайджан.

"Железнодорожная линия от Астары в Азербайджане до Астары в Иране, проведенная в 2019 году, является первым сегментом ж/д маршрута Казвин – Решт – Астара, важнейшего звена в МТК Север – Юг. Недавно построенный мост двойной колеи (колея 1520 мм и 1435 мм) через реку Астарачай является вторым железнодорожным погранпереходом между двумя странами. Завершенный маршрут Казвин – Решт – Астара еще больше интегрирует Иран в сеть железнодорожных коридоров, разрабатываемых под эгидой китайской инициативы "Один пояс – один путь", – отмечает кандидат геолого-минералогических наук, ведущий эксперт Центра междисциплинарных исследований Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Фатемех Голейдж.

Железнодорожный маршрут Решт – Астара, хотя и короткий, имеет большое стратегическое и транзитное значение. Он может и должен сыграть важную роль в увеличении торговли и транзитных перевозок между Индией, Ираном, Азербайджаном и Россией. Он также может соединить иранский порт БендерАббас и другие иранские порты в Персидском заливе с одной стороны, с другой стороны – с российскими транзитными маршрутами и важными для централизованной транспортно-логистической системы России городами – Москвой и Санкт-Петербургом. Такое соединение приведет к увеличению российской внешней торговли и транзита со странами Арабского Востока. Китайский след Географическое положение Ирана создает уникальную возможность для формирования транзитных маршрутов, которые могли бы связать Персидский и Оманский заливы на юге страны с не имеющими выхода к морю государствами Центральной Азии, Россией, Китаем и Европой. Уже сегодня грузовые поезда курсируют из нескольких городов Китая непосредственно в Тегеран. Они используют два маршрута: прямой через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан и недавно открытый вдоль Каспийского моря (Узень – Серхетяка – Берекет – Этрек – Горган).

Именно поэтому Китай направляет один из шести предложенных им коридоров в рамках программы "Один пояс – один путь", так называемый "Коридор Китай – Центральная Азия – Западная Азия" через Иран. Китайские интересы в развитии иранского коридора сопровождаются заметными инвестициями в иранскую железнодорожную инфраструктуру. Например, государство финансировало электрификацию магистрали Тегеран – Мешхед. Проект призван увеличить максимальную скорость на маршруте до 120 км/ч для грузовых поездов (250 км/ч для пассажирских поездов) и обеспечить годовой объем грузопотока до 10 млн тонн.

Китайские компании во главе с China Railway Group Limited (CREC) также строят высоко-скоростную ж/д магистраль Тегеран – Кум – Исфахан протяженностью 375 км. Кроме того, знаковым проектом взаимодействия Китая с Ираном может стать высокоскоростное сообщение между городом Урумчи (Китай) и Ираном. Важность Ирана для китайских МТК также увеличивается за счет резервов повышения пропускной способности погранпереходов на участках железнодорожной сети на северных маршрутах. По разным данным, каждую неделю северную границу Ирана пересекают от 50 до 100 поездов как из Китая, так и в Китай.

Связаться с Ираком В Иране реализуются и другие проекты, которые могут стимулировать новые модели региональной торговли. Например, разрабатываются линии, которые соединят Иран с Басрой в Ираке и с Гератом в Афганистане.

"Железнодорожное сообщение между Ираном и Ираком является частью транзитного маршрута Восток – Запад, обеспечивающего перевозки между странами Азии, Ближнего Востока, Европы и Африки. Предполагается, что иранская ж/д линия достигнет Ирака от Керманшаха до границы – КПП Хосрави и от Шаламче до Басры. Первый маршрут Керманшах – Исламабад – Касре-Ширин до границы с Хосрави находится в стадии строительства, и в перспективе линия будет соединена с железной дорогой Ханакин в Ираке. По завершении проекта железная дорога Шаламче – Басра соединит Саудовскую Аравию и страны Персидского залива с Ираном и Восточной Азией, а также может в дальнейшем связать Иран с Сирией (порты Латакия и Тартус), Ливаном, Средиземным морем и Европой", – объясняет Ф. Голейдж. Железнодорожный проект Иран – Ирак – Саудовская Аравия станет недостающим звеном восточноафриканского коридора и будет способствовать торговле по маршруту из Персидского залива в Центральную Азию. "Таким образом, включение отдельных терминальных участков железнодорожных сетей России, Ирана и стран Арабского Востока в единый интегрированный транс- портно-логистический каркас евразийского пространства приведет не только к росту товаро-, грузо- и пассажиропотоков, но станет – в соединении с Трансаравийским железнодорожным маршрутом – ключевым звеном в интеграции транспортно-логистических систем России и дружественных стран (прежде всего стран БРИКС). Вместе с повышением эффективности эксплуатации МТК Север – Юг это является необходимым условием для полномасштабного задействования транзитного потенциала России, Ирана и дружественных стран Арабского Востока и для достижения синергетического эффекта экономического роста", – резюмирует Ф. Голейдж.

Географическое положение Ирана создает уникальную возможность для формирования транзитных маршрутов, которые могли бы связать Персидский и Оманский заливы на юге страны с не имеющими выхода к морю государствами Центральной Азии, Россией, Китаем и Европой Несмотря на впечатляющие темпы железнодорожного строительства в Саудовской Аравии и в ОАЭ, остальные страны региона не отличаются развитой сетью железнодорожного сообщения. А в некоторых из них на отдельных участках путей сообщение было прервано в связи с военными действиями

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер22.05.2024