03-12-21 / 2021
Новости отрасли
Транспортный каркас Евразии

Перевозки по международному коридору Север – Юг могут вырасти к 2030 году в 30 раз

Для раскрытия транзитного потенциала Евразийского экономического союза (ЕАЭС) требуется сформировать единый транспортный каркас и обеспечить безостановочные и бесшовные перевозки за счет цифровизации. Это позволит нарастить долю ЕАЭС в транзите Азия – Европа примерно с 2% до 18,5%. К такому выводу пришли участники Второго Евразийского конгресса, который состоялся вчера в Москве. В этом году конгресс прошел в гибридном формате: гости собрались в 57-м павильоне на территории ВДНХ, зрители могли подключиться к онлайн-трансляции. Мероприятие организовал Евразийский банк развития (ЕАБР), а участие в нем приняли представили органов власти и бизнеса стран ЕАЭС.

Лейтмотивом деловой программы стало развитие инфраструктуры и транспортной системы. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на пленарном заседании, заявил о необходимости сформировать полноценный евразийский транспортный каркас – создать объединенную сеть железнодорожной, автодорожной, морской, речной и авиационной инфраструктуры Евразии. В этом случае ЕАЭС превратится в "важнейший транспортный хаб мировой экономики", сказал глава правительства.

Развитию международных транспортных коридоров на конгрессе посвятили отдельную дискуссию. Первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Сергей Павлов отметил, что объемы транзитных контейнерных перевозок по сети РЖД растут стремительными темпами: уже в середине декабря проследует миллионный контейнер в транзитном сообщении. Наиболее активно развивается коридор Восток – Запад, но такой же взрывной рост может произойти и по МТК Север – Юг. Сергей Павлов напомнил, что в этом году состоялась успешная тестовая перевозка по этому коридору из Финляндии в Индию.

"Использование МТК Север – Юг позволяет в два раза сократить время транспортировки по сравнению с традиционным морским маршрутом через Суэцкий канал. По оценке ЕАБР, к 2030 году рост трафика по этому направлению может вырасти не менее чем в 30 раз, с 21 тыс. ДФЭ в 2020-м до 662 тыс. ДФЭ. При этом неконтейнерные отправки также могут увеличиться минимум в три раза, – поделился данными председатель правления ЕАБР Николай Подгузов. – Развитие обоих транспортных коридоров (Восток – Запад и Север – Юг) даст синергетический эффект и обеспечит до 50% роста трафика".

Потенциал для такого роста есть, утверждает член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев. Так, уже ведутся переговоры о сотрудничестве с Ираном, результатом которых, как ожидается, станет двух-трехкратный рост торговли. Также прорабатывается соглашение с Индией.

Как заявил Сергей Павлов, железнодорожники сегодня готовы и к новым объемам, и к новым вызовам. "Регулярность и надежность качества наших сервисов – фактор устойчивости глобальных цепей поставок и стабильного развития экономик государств – членов ЕАЭС. Нам есть чем поддерживать связанность территорий и экономик", – считает Сергей Павлов.

Конкурентоспособность евразийских сухопутных транспортных коридоров обеспечит цифровизация. По словам председателя совета директоров ООО "Национальные телематические системы" Игоря Ротенберга, построение технологического транспортного "зеленого коридора" позволит ускорить транзит через территорию ЕАЭС до 4-9 дней и повысить долю союза в транзите Азия – Европа, причем в сегменте высокомаржинальных грузов. "В цифровой формат должен быть переведен весь транспортно-логистический документооборот – транспортные накладные, таможенные декларации, путевые листы, – убежден Игорь Ротенберг. – Электронная пломба будет нести в себе все юридически значимые данные о грузах и участниках логистической цепочки. Таким образом, сформируется единая доверенная среда, в которой все операции будут прозрачны и эффективны".

Андрей Слепнев напомнил, что на межправительственном совете ЕАЭС в августе утвердили дорожную карту по цифровизации железнодорожных транспортных коридоров. Планируется, что к марту 2023 года двусторонние и транзитные отправки по железным дорогам пространства ЕАЭС будут оформлять только по безбумажной технологии, а в дальнейшем ее распространят и на международные перевозки в сопредельные страны, прежде всего в Китай.

"Уже ведется работа по созданию аналогичной дорожной карты, но уже евразийско-китайской", – добавил Андрей Слепнев.

Кроме того, 10 декабря ожидается подписание соглашения ЕАЭС по использованию электронных навигационных пломб для безбумажного сопровождения грузов. "Это позволит в том числе минимизировать расходы на инфраструктуру, поскольку большие инвестиции в пункты пропуска зачастую плата за неэффективность административных процедур", – резюмировал Андрей Слепнев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.12.2021