21-01-15 / 2015
Новости отрасли
Транспортные надежды и ожидания

О том, с каким результатом транспортная отрасль РФ завершила 2014-й и что ждет участников рынка в текущем году, корреспондент ИА РЖД-Партнер.ру побеседовал с президентом Национальной ассоциации транспортников Георгием Давыдовым.

- Георгий Ефимович, с учетом результатов 2014-го каким аспектам следует уделить особое внимание в новом году?

- Не могу сказать точнее и лучше, чем президент РФ в своем послании: казна стала меньше - значит, надо сделать упор на развитие деловой инициативы, надо развивать товарные рынки путем создания полноценной коммерческой инфраструктуры перевозок грузов и связанных с ними услуг.

- Какое влияние оказали на транспортную отрасль введение санкций и колебания на валютном рынке? В частности, насколько уже сократился объем импорта грузов и увеличился объем экспорта продукции? Какова динамика в конце 2014 года? Изменится ли она в начале 2015-го?

- Объем импорта действительно сократился, и он будет и дальше снижаться в наступившем году. У населения денег становится меньше, а у бизнеса нет возможности кредитовать импорт оборудования и материалов под низкие (западные) проценты из-за санкций.

Что касается экспорта, то пока ЕС не вводит какого-нибудь эмбарго на поставку грузов из России (нефть, нефтепродукты, газ, химические удобрения, металлопродукция, лесоматериалы, бумага, картон и др.), не устанавливает на нашу продукцию запретительных пошлин, он будет расти. Тем более что ослабление рубля и снижение цен на топливно-энергетические ресурсы создает повышенный интерес у многих стран - импортеров наших товаров. А это значит, что купить их можно будет больше, поэтому в 2015 году можно ожидать роста внешнеторговых перевозок российских грузов.

- Как Вы считаете, изменятся ли в 2015 году маршруты транспортировки грузов?

- Внешнеторговый оборот России явно смещается в сторону Китая и стран Юго-Восточной Азии. Значительная часть ожидаемого прироста будет обеспечена за счет поставок газа и нефти по трубопроводам, а также нефтепродуктов и сжиженного газа морем.

Сухопутные перевозки, главным образом угля, будут увеличиваться в направлении дальневосточных портов России. Однако возможно и отрицательное влияние рыночной конъюнктуры.

- Возрастет ли, на Ваш взгляд, в 2015 году стоимость услуг в транспортно-логистическом секторе? И если да, то насколько и в каких сегментах?

- У нас в стране ожидается двукратное увеличение темпов инфляции, возможно дальнейшее ослабление национальной валюты. С учетом этих и ряда других факторов можно прогнозировать рост как регулируемых, так и нерегулируемых тарифов.

В регулируемом сегменте тарифы на 2015 год уже увеличились на 10%. В нерегулируемом, думаю, они будут на 20-25% выше, чем в среднем в 2014-м.

- В последнее время на рынке среди игроков усилилась консолидация как в сфере железнодорожных грузовых перевозок, так и в других видах. Как Вы считаете, эта тенденция продолжится и в 2015 году?

- Концентрация перевозочной деятельности продолжится, но я не жду каких-то обвальных явлений. Скорее всего, некоторые небольшие операторы подвижного состава, автоперевозчики, пароходства, авиакомпании и другие транспортные организации с маленькими объемами будут вынуждены уйти с рынка. Его емкость при этом не изменится, так как объемы перевозимых грузов сократятся. Думаю, что даже в случае слияния компаний никакой концентрации не будет видно. Кто выживет, останется при своих объемах.

- Что может положительно повлиять на работу транспортно-логистического сектора в 2015 году?

- Традиционно положительных влияний рынок ждет в связи с реализацией крупных грузоемких проектов в промышленности. Например, газопровода "Сила Сибири", ВСМ Москва - Казань и чего-то подобного. Надеюсь, что заявленные крупные проекты в России в 2015-м уже начнут реализовываться. Но, вероятнее всего, год пройдет в разработке и рассмотрениях проектно-сметной документации.

Тем не менее я надеюсь, что у нас будет построена эффективная транспортная коммерческая инфраструктура, способная обеспечить устойчивый оборот транспортных услуг и привлечь в отрасль крупные частные инвестиции. Если не в 2015 году, то в обозримом будущем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру21.01.2015