07-02-14 / 2014
Новости отрасли
Транспортные коридоры идут в обход России

Безалаберность при перевозке грузов лишает бюджет миллиардов рублей. Этим пользуются иностранные компании Уже сколько лет Россия никак не может организовать работу международных транспортных коридоров для перевозки грузов из Азии в Европу. Из-за коррупции и несовершенства законодательства мы теряем огромные деньги, и если в ближайшие годы вопрос не сдвинется с мертвой точки, то можем навсегда расстаться со своим географическим преимуществом евразийского государства. По мнению участников круглого стола в «Парламентской газете», транспортные компании в массовом порядке уже готовы пустить грузы в обход России.

Из Китая - в Питер по Индийскому океану От использования российских транспортных коридоров уже отказываются отечественные компании. Для доставки груза из Китая на Урал некоторые фирмы отправляют контейнеры в обход Транссиба по Индийскому океану. Потом их разгружают в Санкт-Петербурге и далее отправляют сухопутным транспортом к месту назначения. Причина построения такого нелогичного на первый взгляд маршрута связана с высокой стоимостью российского железнодорожного транспорта, длительностью перевозок и задержкой на границе. Чиновников так много, что из-за большого количества печатей документы быстро превращаются в ветхую бумагу.

Альтернативные пути доставки грузов из Азии в Европу в обход России выстраивает Китай, который уже вложил в развитие необходимой для этого инфраструктуры Казахстана около 15 миллиардов долларов. Серьезный удар по отечественным морским перевозкам может нанести введение в Евросоюзе с 2015 году единой системы электронного документооборота во всех морских портах. Это упростит декларацию грузов, а в российских портах, напротив, все еще действуют «бумажные» порядки 30-40-х годов прошлого столетия.

«Не хотелось бы лишний раз сравнивать Россию с «развитыми капстранами», - говорили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты», но в ЕС задержка разгрузки на 15 минут после захода судна в порт считается серьезным нарушением. Во многих странах их разгружают немедленно, а у нас же от захода до начала разгрузки уходит по 6-7 часов.

За все платит покупатель По правилам, действующим в России уже десятки лет, в порту создается комиссия из представителей нескольких ведомств. Они поднимаются на судно и начинают неспешную проверку документов. Сначала - пограничники, потом - таможенники и так далее.

Каждое ведомство само определяет количество документов, которые должны представить капитан и судовладелец. Система единого окна подачи документов, естественно, не работает, и в дополнение к этому в каждом порту страны действуют свои требования. В Новороссийске и Мурманске нужно предъявить около 45 бумажных документов, а в Тамани - более семидесяти. Даже оснащение контролеров планшетными компьютерами привело к увеличению сроков проверки, потому что теперь они медленно набивают имена членов команды, а самым невероятным документом в некоторых портах является «объяснительная» от капитана судна на русском языке. Он должен рассказать о причине захода в порт. На английском языке от иностранца бумагу вообще не принимают.

Потери от простоя одного среднего по величине танкера из-за проверки на российской границе составляет 20 тысяч долларов, а любая задержка прохождения грузов приводит к увеличению стоимости товара. «Все это закладывается в конечную цену, и в итоге издержки бизнеса оплачивают из своего кошелька покупатели в магазинах», - отметил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак.

По словам депутата, недавно в Счетную палату поступило обращение за подписью восьмидесяти ученых из Российской академии наук, в котором они подробно описали проблемы развития евразийского транспортного коридора через Россию. Особого внимания заслуживает информация о потерях бюджета, которые достигают в год 2,6 триллиона рублей.

Иностранцы выдавливают нас с рынка Еще одна проблема связана с недобросовестной конкуренцией со стороны иностранных автотранспортных компаний. Сегодня они активно пытаются занять доминирующее положение не только на рынке международных перевозок транзитом через Россию, но и внутри нашей страны.

Имея избыточное количество грузовых автомобилей, которое более чем в пять раз превосходит парк транспортных отечественных международных перевозчиков, иностранные компании из стран Балтии, Польши, Украины, Белоруссии, Молдовы стремятся обойти требования российской разрешительной системы, а несовершенство нашего законодательства, которое регламентирует порядок оформления документов, им в этом хорошо помогает. В российском законодательстве даже нет понятия «виды международных автомобильных перевозок». Это и позволяет им заниматься внутренними перевозками.

Выборочные проверки, проведенные в некоторых регионах России, показали, что с нарушением правил оформления документов иностранные компании выполняют более четверти перевозок. Только из-за этого российский бюджет и предприниматели каждый год теряют несколько десятков миллиардов руб­лей, причем за некоторые, казалось бы, очевидные нарушения наше законодательство даже не предусматривает административной ответственности. Иностранные грузовики могут свободно ездить по нашим дорогам с незаполненным разрешением или без учетного талона, который должен выдаваться на внешней границе Таможенного союза.

Для защиты своих национальных интересов России нужно обратить внимание на опыт ЕС и некоторых европейских стран, транспортные компании которых сегодня отправляют свои грузовики на российские дороги. К примеру, законодательство Польши запрещает перевозить груз с незаполненными разрешительными документами, при этом за нарушение правил оформления документов к российским перевозчикам в Европе применяются жесткие санкции вплоть до задержания автомобилей. Штрафы для иностранных нарушителей могут появиться и в нашей стране, но для этого Государственная Дума должна принять специальные поправки в КоАП, которые сейчас находятся на рассмотрении депутатов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Парламентская газета07.02.2014Транспортные коридоры идут в обход России