06-11-13 / 2013
Новости отрасли
Транспортные компании ждут реформы законодательства, но им самим нужно оптимизировать логистические цепочки

Для развития логистики в России нужна либерализация таможенного и административного законодательства, считает зампред координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при комитете Госдумы по транспорту Юрий Азаров. Участники рынка ждут поправки в КоАП о порядке конфискации товара, на очереди - федеральный законопроект о транзите.

Актуальные вопросы развития рынка транспортно-логистических услуг специалисты обсуждали на второй ежегодной конференции РБК "Проблемы современной логистики 2013".

Юрий Азаров категоричен: нелиберальное законодательство - одна из основных проблем развития транспортно-логистических услуг в России. Главная задача мировой таможенной практики - создать условия для бизнеса и его развития. Россия в этом смысле пока во многом проигрывает Европе - и в сроках оформления и доставки грузов, в том числе транзитных, и технологиях их оформления, хранения и перемещения и в конечном итоге - в отношении к бизнесу.

Для прохождения груза через российский порт грузовладельцу необходимо предоставить 44 документа, тогда как в ЕС, в частности во Франции, для этого требуется всего шесть документов.

Законы уже не те

Либерализация законодательства, считают эксперты, упростит связанные с перемещением грузов процедуры по всей логистической цепочке - от склада до грузополучателей. Так, в настоящее время в Госдуме рассматривают проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях об отмене конфискации товара у перевозчика при неправильном оформлении документов на таможне. Это, считают эксперты, увеличит объемы международных перевозок. Кроме этого, к 2015 году в России планируют ввести систему "единого окна" и связать информационную базу всех государственных органов, работающих в сфере перевозок. Система сделает процесс перевозки прозрачным, объединит информационную базу всех госорганов и позволит сократить сроки доставки.

"Препятствия, которые возникают на пути транзитного товара, заставляют предпринимателей и перевозчиков обходить территорию России, - говорит Юрий Азаров. - А это значит, что мы теряем одну из важнейших составляющих в экономике страны".

В Госдуме сегодня официально зарегистрирован федеральный закон о транзите через территорию России. Это реальный рычаг влияния бизнеса на законодательный процесс. "В то же время нужно пересматривать подход к формированию таможенного законодательства - проблемы таможни и транспорта не могут рассматриваться и решаться отдельно. С другой стороны, необходимо стандартизировать законодательство для всех государств-партнеров, а не придумывать различные варианты - российские, казахстанские, белорусские. Если уж мы формируем единое экономическое пространство, то нужно выстраивать и единую законодательную базу", - рассуждает г-н Азаров.

Доставка по правилам и без

Один из важных моментов развития логистики в России - развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Предприятия не стремятся передать свои логистические направления бизнеса сторонним компаниям, поскольку, по словам экспертов, услуги в этой сфере в России пока чаще сводятся к грузоперевозке и экспедированию.

На мировом рынке сегодня активно развивается аутсорсинг в сфере логистики - в Европе его доля достигает 60%, в Китае - до 48%, тогда как в России - только 22%.

За рубежом давно используют современные специализированные терминальные комплексы для разных видов грузов - в России о создании подобных комплексов только начинают говорить: их строительство и услуги недешевы, а спрос и окупаемость - низкие, особенно в регионах: 80% складских помещений сегодня находятся в Москве и Санкт-Петербурге.

При этом в России, как и в мире, развивается электронная торговля, но сроки и схемы доставки товаров интернет-магазинов потребителям зачастую неэффективны - планы и маршруты доставки логисты зачастую составляют вручную. Учитывая особенности развития российской экономики, эксперты при высокой конкуренции на рынке транспортно-логистических услуг не видят сегодня новых стимулов для его развития, для развития электронной торговли и экспресс-доставки - большого спроса на них пока нет.

"Одна из главных задач в развитии бизнеса в современной России - снижение логистических издержек и повышение эффективности работы транспортного комплекса, - говорит директор по развитию НПК "Интеллектуальные платформы и решения" Вадим Волков. - Оптимизация схем доставки грузов, использование новых технологий в организации цепочек поставок и логистического обслуживания компаний - необходимое условие для поступательного развития российского бизнеса".

Ден Мазурн, директор по развитию бизнеса "РЖД Логистика"

"Сегодня уже недостаточно предлагать клиентам отдельные базовые транспортно-экспедиционные услуги. Необходимы компетенции в организации сложных логистических сервисов и продуктов, состоящих из целого ряда услуг. Это позволяет получить более высокую общую добавленную стоимость".

ОЛЕГ ДУНАЕВ, председатель комитета по логистике при Торгово-промышленной палате РФ

"Транспортно-логистический рынок фрагментирован. Участники рынка работают несогласованно и каждый в своем направлении. Необходимо объединение этого бизнеса, поскольку государство пока не готово решать проблемы рынка".

ДАНИИЛ РЫБАЛКО, директор по транспорту компании FM Logistic

"Сегодня в каждом городе-миллионике развиваются проекты строительства складских помещений для временного хранения грузов класса "А". При сегодняшнем недостатке таких помещений в ближайшие два-три года мы прогнозируем обострение конкуренции в этом сегменте в регионах".

ВАДИМ ВОЛКОВ, директор по развитию НПК "Интеллектуальные платформы и решения"

"Составление планов и маршрутных листов сегодня - тяжелая ручная работа. Логист в такой ситуации обладает поистине уникальными компетенциями, становится незаменимым, а значит - не может ни заболеть, ни уйти в отпуск".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК daily06.11.13Дорога без правил