07-11-13 / 2013
Новости отрасли
Транспортная система России

Отечественная транспортная система в настоящее время напоминает бутылку с узким горлышком в Санкт-Петербурге, сливным краником в Новороссийске и толстым дном на Дальнем Востоке.

В самом деле, Северо-Западное и Центральное управления Федеральной таможенной службы оформляют около 60% всего ежегодного импорта в страну. Почти треть даже китайских товаров попадает к нам через Северную столицу, а через дальневосточные порты их поступает всего 15%. Остальная часть доставляется через порты Финляндии и Прибалтики.

Многие ввозимые через Новороссийский морской торговый порт грузы, прежде чем попасть к заказчику в провинции, тоже отправляются сначала в столицу, где находятся современные склады и распределительные центры, аффилированные с зарубежными компаниями-поставщиками. Проблема в том, что из Санкт-Петербурга в центр страны продукцию везут зачастую по автотрассе, проходящей через 65 населенных пунктов. Сейчас ежедневно по ней проходит до 170 тыс. единиц транспорта, половина из которых - 40-тонные фуры. В общей сложности в Москву ежегодно поступает импортных товаров на $120 млрд. Это больше, чем ввозят все регионы Поволжья, Юга, Кавказа, Урала, Сибири и Дальнего Востока, вместе взятые. Причина в том, что остальные регионы не имеют возможности напрямую заказывать товары из Европы, США и Азии и работают через столичные оптовые фирмы. В результате, если американский штат Нью-Йорк импортирует примерно 5% всех ввозимых в эту страну товаров, то Москва - 42%.

Получается, что фактически российская транспортная инфраструктура разрезана на две неравные доли. Причем восточная часть все больше становится сырьевым придатком ряда азиатских государств, а с центром страны связь ослабевает. Опросы показывают, что импортеры предпочитают отправлять грузы морем не только из-за дешевизны, но и из-за боязни бюрократии. Например, они не рискуют пересекать несколько границ по суше, опасаясь задержек грузов на таможне.

Решить проблему "транспортного горлышка" можно, развивая дорожную инфраструктуру, например, проложив новый "шелковый путь" через Забайкальск, который обладает выгодным географическим положением на границе с Китаем. Однако для этого нужно модернизировать железные дороги таким образом, чтобы поезд из Пекина шел без разгрузки до Бреста, а лучше до Вены. Тогда и транзитный грузопоток возрастет.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.11.13Занимательная география