14-03-22 / 2022
Новости отрасли
Транспортная сеть на грани тромбоза

Российские перевозчики предупредили о неизбежном росте тарифов

Из-за ухода иностранных компаний, ограничений на полеты за рубеж, проблем с судоходством тарифы на перевозку грузов из и в Россию будут расти. Как изменилась логистика после начала спецоперации на Украине - в материале РБК.

Спустя две недели после начала военной специальной операции России на Украине логистические и грузовые компании начали уходить с рынка, формировать новые цепочки поставок и готовиться к повышению тарифов на перевозки.

"Мы ожидаем переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за счет привлечения дополнительных посредников - резидентов дружественных стран", - рассказал РБК Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков(в нее входит более 20 перевозочных компаний, преимущественно региональных).

Что произошло с логистикой

К началу марта условия работы в России пересмотрели ключевые игроки на рынке международной логистики. К примеру, крупнейший в мире контейнерный оператор Maersk временно прекратил прием заявок на перевозки медицинских и гуманитарных грузов, а также продовольствия в Санкт-Петербург, Калининград и Новороссийск и в обратную сторону. Но это решение не затронет Дальний Восток, уточнила пресс-служба компании. От обработки товаров из или в Россию отказался и ведущий европейский порт Гамбург (за исключением продуктов питания и медикаментов). "Стивидоры в нашем порту, все другие европейские порты и судоходные компании реагируют на принятые санкции EС [в отношении России в ответ на спецоперацию на Украине]", - объяснил РБК представитель этого порта.

Морские линии MSC, Hapag-Lloyd и Yang Ming также приостановили бронирование судов (букинги) в направлении России, передал РБК через представителя заместитель директора транспортной компании ПЭК Вадим Филатов. А морские линии HMM и One ограничили прием букингов в порты Новороссийск и Санкт-Петербург, сказал он.

Сейчас терминалы Global Ports (на них обрабатывается почти каждый третий контейнер, ввозимый и вывозимый из России), совладельцами которой являются Maersk и группа "Дело" Сергея Шишкарева, обслуживают суда в соответствии с подтверждаемыми судозаходами. Но на северо-западных терминалах компании действует временное ограничение на прием экспортных контейнеров, уточнили в компании. Это делается для того, чтобы избежать затоваривания складов на фоне снижения темпов обработки российских грузов в европейских хабах.

Контейнерный рынок - большой организм, где одно логистическое плечо цепляется за другое, отмечает директор логистического оператора RTSB-RUS Александр Баскаков: "При таких серьезных изменениях рынок может измениться кардинально".

Как изменились цепочки поставок

Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и экспортного потоков практически не осталось, говорит директор департамента международного развития Pony Express Денис Чесноков. "Встал весь морской фрахт, авиасообщения нет. Остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан", - отмечает он. "Транзитные перевозки через Украину полностью прекращены, а поезда перенаправлены на погранпереход Брест - Малашевичи", - добавляет исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics- RUS Александр Сиверцев.

ПЭК теперь доставляет отправления из Eвропы автотранспортом, транзитом через Литву. "Погранпереходы функционируют, но заторы на них сохраняются. Это может увеличить сроки доставки грузов на один-два дня", - сказал Филатов. По его словам, на 11 марта самыми загруженными остаются литовские международные автомобильные пункты пропуска (МАПП): на погранпереходе Каменный Лог - Мядининкай между Белоруссией и Литвой скопилось 200 фур, на Привалка - Райгардас - 290.

Сложившаяся ситуация с запретом на полеты в Eвропу повлияла и на грузовые авиакомпании. Например, немецкая DHL приостановила работу с российским перевозчиком "Авиастар-ТУ", говорит его представитель.

О каких угрозах предупредили компании

Многие проблемы в логистической отрасли не назовешь новыми, как, например, очереди на пограничных переходах между Россией и EС, Белоруссией и Eвропой, отмечает коммерческий директор транспортно-логистической компании "Траско" Алексей Чиняков. Но на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и западных санкций ситуация усугубилась. Среди основных угроз для развития бизнеса участники рынка выделяют следующие.

Из-за приостановки работы аэропортов на юге России пришлось переориентировать грузопотоки на автодороги. "Сроки доставки увеличились на три-четыре дня по ряду направлений, из-за того что автомаршруты более продолжительные, чем авиарейсы", - говорит Филатов.

Эпидемиологическая ситуация по-прежнему ограничивает пропускную способность погранпереходов с Китаем. Из 14 пунктов пропуска самым загруженным остается МАПП Забайкальск - Маньчжурия. На 11 марта в электронной очереди было зарегистрировано 7234 фуры. Накануне, 10 марта, через этот пункт было пропущено 190 транспортных средств (на въезд и выезд).

Введение санкций в отношении российских портов России на северо-западе и в черноморском бассейне, отказ от судозаходов в них со стороны крупных европейских морских линий может критично снизить импорт продуктов, медикаментов и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах. Об этом сообщил 4 марта Eвразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок.

Сокращение числа компаний, работающих на европейском направлении разными видами транспорта. Отказ многих водителей перевозить товары автотранспортом из Eвропы.

Сложности с валютными операциями и в расчетах с иностранными контрагентами. Кроме очевидных политических рисков и сужающегося рынка для экспедиторов большой угрозой стал указ президента Владимира Путина об обязательной продаже 80% валютной выручки, добавляет Баскаков. Например, при цене перевозки контейнера $10 тыс. и валютной части расходов $7 тыс. дополнительные расходы на конвертацию для них составят $2,1 тыс. "В среднесрочной перспективе это неизбежно приведет к уходу с рынка многих российских экспедиторов и их замещению китайскими, так как они таких проблем не испытывают", - отметил он.

Как это скажется на ценах товаров и услуг

"Стоимость логистических услуг зависит от множества факторов, в том числе от лизинговых платежей по транспортным средствам, заработных плат сотрудников, действующим ставкам фрахта на автомобили, стоимости топлива, а также общей рыночной и экономической ситуации", - объясняет Чиняков.

Цены будут расти в той же самой прогрессии, что и доллар США, полагает Чесноков. В пересчете на рубли стоимость логистики уже выросла из-за скачка курса валют, указывает Сиверцев. Но, по его словам, пока не менялись сами тарифы на международные перевозки в валюте. По курсу ЦБ на 11 марта доллар стоил 120,38 руб. Это почти на 50% больше, чем было 23 февраля, за день до начала спецоперации на Украине.

Баскаков говорит, что рост ставок в долларовом выражении будет также зависеть от наличия контейнеров и мест в поездах, после того как рынок переживет первый шок и придет к новому равновесию. "Контейнерный рынок и так был сильно перегрет, а с уходом таких крупных игроков (к примеру, Maersk) и, соответственно, мощностей ставки первое время могут расти лавинообразно", - полагает он. Гендиректор логистической компании Nawinia Олег Урван согласен, что цены будут расти из-за возможного повышения стоимости фрахта. "[Это] сильно скажется на дешевых товарах. На дорогие товары стоимость также увеличится, но не так критично", - сказал он.

Какой транспорт станет самым востребованным

На фоне проблем автомобильного и воздушного транспорта перевозчики стараются переориентировать грузы из-за рубежа на железную дорогу. С уходом большей части морских перевозчиков железная дорога становится основным способом доставки грузов из/в Китай и конкуренцию ей составить будет нечему, уверен Баскаков.

По данным ПЭК, срок доставки ускоренным контейнерным поездом из Китая в Россию составляет 40-50 дней. Средний срок доставки автотранспортом - 45-55 дней, добавляет Филатов. Железнодорожные маршруты стали востребованы также и в перевозках из Eвропы в Россию на фоне проблем с автотранспортом, замечает Сиверцев.

Сейчас РЖД отмечают рост заявок на перевозки грузов в восточном направлении. "И это не только уголь, но и нефтепродукты, металлы, удобрения, зерно", - сообщила пресс-служба монополии 9 марта. Перевозки контейнерных грузов по БАМу и Транссибу за 1-8 марта выросли на 23,5% к аналогичному периоду 2021 года. В целом по сети РЖД контейнерные перевозки прирастают на 9,1%.

Скоро восточное направление, которое было перегружено последние десять лет, будет испытывать еще большую нагрузку, считает эксперт в сфере железнодорожного транспорта и логистики Александр Кочуков. "У экспортеров не будет другого выхода, как грузить на восток", - отмечает он. Несмотря на это, по итогам 2022 года перевозки, вероятнее всего, снизятся минимум на 10% даже при позитивном сценарии, говорит гендиректор "INFOLine-Аналитики " Михаил Бурмистров. По словам представителя РЖД, монополия готова "принимать адекватные оперативные меры по обеспечению перевозок всего объема грузов, в том числе тех, что ранее не тяготели к железной дороге". За последние 15 дней у РЖД появилось более 350 новых клиентов, отметили в пресс- службе компании. В 2021 году погрузка на сети РЖД выросла на 3,2%, до 1,3 млрд т.

При участии Маргариты Овсянниковой

По итогам 2022 года перевозки, вероятнее всего, снизятся минимум на 10% даже при позитивном сценарии, говорит гендиректор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров

***

В пересчете на рубли стоимость логистики уже выросла из-за скачка курса валют, говорит исполнительный директор по мультимодальным перевозкам Rail Cargo Logistics-RUS Александр Сиверцев

С какими ограничениями столкнулись транспортники

После начала спецоперации на Украине транспортные компании столкнулись с ограничениями со стороны и Запада, и России. Eвросоюз еще 27 февраля запретил полеты самолетов российских компаний, вслед за ним аналогичные запреты ввели США и другие страны. Западные авиакомпании также не могут летать в Россию или через ее территорию. Великобритания запретила судам под российским флагом входить в ее порты.

Уже более двух недель запрещено судоходство в Азовском море, где перегружались в основном зерно, уголь и нефтепродукты, напоминает руководитель отдела аналитики медиагруппы PoгtNews Виталий Чернов. РЖД остановили отправку грузов по всем направлениям на Украину.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК14.03.2022