28-08-15 / 2015
Новости отрасли
Транспортная отрасль Украины: чуть ближе к оптимизму

Транспортники Украины прогнозируют снижение деловой активности на внутреннем рынке перевозок, однако темпы спада будут замедляться. Такую оценку сформировало правительство республики на основе анализа ожиданий предприятий - представителей транспортной отрасли.

Спрос под давлением

Последним по времени периодом, когда в отрасли ожидалось повышение спроса на перевозочные услуги, был 2013-й - начало 2014-го. Фактически он прервался с возникновением в стране фактора геополитической нестабильности. Однако вплоть до начала 2015 года у транспортников Украины сохранялась некоторая основа для оптимизма - в отрасли наблюдались периоды как ускорения, так и замедления темпов сворачивания рынка транспортных услуг; соответственно, ожидалось как минимум относительное восстановление спроса на транспортную работу. В этот период основное давление на транспортный рынок, по мнению его участников, оказывали факторы обрушившейся инфляции - снижение платежеспособного спроса и дефицит оборотных средств. Перед ними отступили на второй план такие традиционные факторы, как высокий уровень амортизации транспортных средств, однако выдвинулась вперед по влиянию обостряющаяся конкуренция за грузы. Кроме того, усилилось значение фактора госрегулирования - предприятия стали подчеркивать негативное влияние высокой налоговой нагрузки на работу транспортной отрасли.

К середине текущего года приоритеты распределения давления на рынок транспортных услуг поменялись - согласно оценкам участников рынка, далеко вперед по влиянию выдвинулись финансовые ограничения деятельности предприятий. Этот ключевой фактор, связанный с валютной политикой государства, серьезно сказался на украинской транспортной отрасли, во многом завязанной на внешнюю торговлю услугами. Нацбанк Украины внедрил комплексную систему административных мер по ограничению на валютном рынке (включая ограничения платежей, обязательную продажу валютной выручки и пр.).

Все эти меры были направлены на стабилизацию кризисной ситуации в украинской экономике, однако серьезно осложнили деятельность участников внешнеэкономической деятельности (как экспортеров, так и импортеров транспортных услуг). Практически именно финансовое регулирование выделено респондентами как единственное активно усиливающее сегодня закручивание гаек на рынке транспортных услуг, поскольку предприятия отчасти адаптировались к спаду спроса, отреагировав на него сокращением использования производственных фондов и рабочей силы. Ожидания транспортников на III квартал по-прежнему негативные. Предприятия прогнозируют дальнейшее сворачивание спроса на свои услуги, однако, по оценке респондентов, темпы снижения деловой активности в отрасли постепенно замедляются (-35% - индикатор I квартала; -31% - II квартал, -26% - ожидания на III квартал). Отрасль рассчитывает на стабилизацию ситуации с кадрами (снижение темпов оттока), а также на улучшение баланса спроса и предложения. Наряду с этим предвидится дальнейшее ухудшающее влияние кредитно-финансовой политики государства. Последнее, в сущности, является отражением реакции рынка перевозок на затягивание со структурными реформами в стране.

Ожидания грузовладельцев

Респонденты - промышленники Украины менее оптимистично оценивают краткосрочные перспективы (до конца года). Если в начальном периоде геополитической нестабильности, обрушившем рынок производства, предприятия ожидали достаточно быстрого его восстановления, то сегодня их прогнозы пессимистичны - просматривается усиление темпов спада деловой активности в сегменте производства, а также ускорение сворачивания спроса на продукцию промышленного сегмента Украины. Некоторым исключением является отрасль переработки, для которой прогноз скорректирован в сторону относительного улучшения, оставаясь, впрочем, в отрицательной фазе - ожидается, что к концу года темпы спада спроса здесь замедлятся. В целом для промышленности ключевыми, по оценке респондентов, будут зарубежные заказы - их объемы хотя и будут снижаться, но падение также замедлится. При этом как для внутреннего, так и для зарубежных рынков производства ожидается рост отпускных цен на продукцию - его влияние также будет ключевым.

Среди факторов сдерживания рынка промышленного производства в стране предприятия выделили дефицит спроса - его влияние для производителей сегодня оказалось важнее, чем финансовые ограничения. При этом оба фактора остаются приоритетными, далеко превосходя по значению прочие из числа негативных - прежде всего дефицит сырья. Последнее ограничение производители Украины не преодолели, однако стабилизировали, что корреспондирует с созданием в стране альтернативной логистики обслуживания промышленных предприятий Восточного региона, попавших в эпицентр геополитического конфликта. Ожидается и относительное оживление производства - рост в III квартале ко второму загрузки мощностей добывающей и перерабатывающей промышленности. Наряду с этим предприятия сохраняют опасения относительно стабильности заказов. Так, большая часть респондентов не смогла определиться с перспективами на внешних рынках (как в рамках ЕС, так и вне его). Что касается внутреннего рынка, то компании отмечают стабильность его спада.

Определенным уточняющим трендом можно считать ожидания представителей стройиндустрии Украины - здесь респонденты также пока пессимистичны и прогнозируют либо стабильный спад, либо минимальное снижение его темпов. Основные ожидания строителей связаны с оптимизацией цен на их работы - резко взлетевшие в период инфляции, они демонстрируют сегодня стремительное замедление темпов роста (главным образом - в ответ на замораживание спроса). Тем не менее ключевым фактором сдерживания деловой активности представители стройиндустрии называют все те же финансовые ограничения со стороны государства - этот рычаг госрегулирования признается предприятиями основным по негативному влиянию на строительный рынок, далеко превосходящим по значению собственно спад рыночного спроса. Последний, в свою очередь, существенно опережает по значимости такой фактор, как дефицит производственных мощностей или материалов (отмечается, что он имеет место даже в условиях спада производства). Указанный дефицит, в частности, сложился и ввиду утраты некоторых производств (цемента, строительных смесей и продукции на их основе, продукции нефтехимии) в Крыму и на востоке Украины. Однако доминирующими сегодня являются два фактора - спрос и фискальный курс государства, действующие в одном направлении - как ограничители развития реального сектора экономики Украины. Это означает, что рост грузовой базы украинских перевозчиков пока отодвигается на неопределенное будущее.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.08.2015