02-10-15 / 2015
Новости отрасли
Транспортная отрасль рискует стать "жертвенной овцой" в отношениях Россия – ЕС в нынешних условиях

В последнее время Россия сталкивается целым рядом недружественных инициатив в сфере международных перевозок и логистики. Формально санкции стран ЕС и США против РФ не распространяются на данную отрасль. Однако фактически страна сталкивается ограничениями.

В частности, они могут появиться в случае реализации идеи создания международного трибунала по расследованию катастрофы Боинга на востоке Украины.

А вот другие примеры. Недавно 9 российским авиакомпаниям вынесено предупреждение о запрете полетов в ЕС под предлогом нарушений правил Европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов.

В планах создания русскоговорящего учебного центра ИКАО по авиационной безопасности указан аэропорт Борисполь, который находится на территории Украины, что само по себе ставит под сомнение возможность участия российских летчиков в его программах. Особенно после введения запрета полетов для 21 российской авиакомпании в украинские аэропорты, а также транзита через них грузов.

Кроме того, ранее по инициативе Украины Международной морской организацией была введена морская блокада портов Крыма, а затем Украина блокировала наземные транспортные потоки в Крым.

В перспективе ожидается формирование в ЕС транспортных коридоров в обход России. Также стоит ожидать дополнительных ограничений для российских авиаперевозчиков, связанных с усилением мер борьбы с терроризмом на транспорте в ЕС, а также после подписания соглашения о воздушном сообщении между странами ЕС и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, которое запланировано в 2016 г.

Соглашение о трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве между ЕС и США способно негативно повлиять на работу российских перевозчиков в трансатлантическом направлении.

Возникают определенные риски для РФ при развитии судоходства по Северному морскому из-за создания форума органов регулирования нефтедобычи в Арктике (AORF), а также планов Норвегии и США по формированию аналогичного форума в транспортном секторе. Цель подобных инициатив - передать Арктику под управление международного сообщества.

В РФ разрабатываются ответные меры. В числе возможных инструментов воздействия на страны ЕС - внесение в ООН инициатив по вопросам реформ Чикагской конвенции, принципов создания образовательных центров ИКАО, а также введения глобальной системы снижения выбросов парниковых газов в авиации и на морском транспорте.

Могут быть также приняты симметричные меры в отношении перевозчиков недружественных стран, как это было сделано в отношении авиаперевозчиков Украины. Однако опасность подобных действий в рисках, связанных с уводом международных транзитных потоков в обход российских международных транспортных коридоров.

Поэтому было бы целесообразно сформировать в ближайшее время на государственном уровне конкурентоспособных предложений по транзиту в зоне ЕЭС и разработать соглашения в сфере транспорта на пространстве, граничащем с ЕЭС.

Может повысить привлекательность российского транзита развитие интеллектуальных транспортных систем, реализация таких проектов как внедрение единого электронного билета на все виды транспорта, а также инициирование Россией глобальных соглашений в сфере глобального тарифного регулирование.

Юлия Зворыкина,

советник постоянного представительства России при Европейском союзе по транспорту.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру02.10.2015