27-05-21 / 2021
Новости отрасли
Транспортировка нефти: исключать железную дорогу рано

Дмитрий Гусев, вице-президент Независимого топливного союза, рассказал РЖД-Партнеру, что будущее однозначно принадлежит трубопроводу – так сырую нефть транспортировать дешевле, быстрее и даже проще. Правда, исключать железнодорожную сеть из конкурентной борьбы рано. – Дмитрий, рынок нефти и нефтепродуктов переживает непростые времена: объемы добычи падают, эксперты прогнозируют снижение потребления нефти и нефтепродуктов, на этом фоне котировки поползли вверх. В связи с этим вопрос: за транспортировку нефти (сырой и продуктов) существует ли конкурентная борьба между участниками рынка?

– Конкурентная борьба существует, но точки этого взаимодействия крайне ограниченны. В части транспортировки нефти безусловное преимущество за трубопроводным транспортом. На долю железнодорожного приходятся сегменты нефтеперерабатывающих заводов, которые не подключены к системе "Транснефти" по технологическим причинам, а также перевозки сырья (нефти и газового конденсата) высокого качества во избежание смешения и получения продукции среднетрубного качества. Поэтому, как правило, низкосернистая нефть идет только по железной дороге, что гарантирует ее высокие показатели. В части нефтепродуктов ситуация иная – так как возможности системы продуктопроводов ограничены как по мощностям, так и по перекачиваемым продуктам, то безусловным лидером является железнодорожный транспорт, правда, с оговоркой, что ему начинает наступать на пятки автомобильный.

– Какие преимущества и недостатки у трубопровода и в каких случаях участники рынка отправляют сырую нефть и нефтепродукты по железнодорожной сети?

– Конкуренции на рынке перевозок сырой нефти не существует. Объясню: все крупные НПЗ подключены к системе "Транснефти" либо в процессе подключения, поэтому транспортировка по железной дороге рассматривается нефтеперерабатывающими предприятиями как временный способ либо способ доставки качественного сырья, либо малые и средние НПЗ, у которых нет шансов получить сырье по трубе, используют либо железнодорожные перевозки, либо комбинированный способ – прокачку сырья до ближайшей линейной производственно-диспетчерской станции, а далее – перегрузка в вагоны и доставка до НПЗ.

Преимущества трубы – стоимость. Преимущества железнодорожной сети – качество и мобильность.

– Каков Ваш прогноз: как будут транспортировать нефть и нефтепродукты в будущем?

– Будущее однозначно за транспортировкой сырой нефти по трубопроводам. По железнодорожной сети будут транспортировать малотоннажные нефтепродукты. Общая глобальная цель – расширение системы как нефтепроводов, так и продуктопроводов. Но наряду с этим вся продукция глубокого передела будет транспортироваться по железной дороге. Таким образом, чем больше будет глубина переработки на нефтеперерабатывающих заводах, тем выше будет загруженность железных дорог.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер27.05.2021