18-07-14 / 2014
Новости отрасли
Транспорт: успеть за промышленностью

В начале июля в Екатеринбурге прошла крупнейшая в России промышленная выставка "Иннопром-2014". Основные вопросы, которые обсуждались в ходе деловой программы мероприятия, были связаны с необходимостью формирования новых промышленных индустрий, внедрением инноваций, государственной поддержкой бизнеса.

Правительство России будет стимулировать появление новых промышленных индустрий, а доля промышленных компаний, которые осуществляют экологические инновации, к 2020 году составит 50%, заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на пленарном заседании "Иннопрома-2014". "Экономические трудности, которые переживает мир в последние годы, лишь ускорили процессы внедрения инноваций. Многие страны сегодня приступили фактически к перезагрузке своей промышленной политики, мы тоже стараемся этим заниматься", - сказал глава правительства.

Он также напомнил, что в конце июня правительство одобрило проект закона "О промышленной политике Российской Федерации", разработанный Минпромторгом (сейчас документ находится на рассмотрении в Госдуме). По словам главы ведомства Дениса Мантурова, основной целью принятия закона станет создание единой системы государственной поддержки промышленного сектора, которая предусматривает введение налоговых льгот для молодых предприятий, находящихся в стадии становления. Помимо этого, намечено расширение сети индустриальных парков, созданию которых будут способствовать компенсации из федеральных средств. Закон предусматривает также введение специальных инвестиционных контрактов, которые будут заключаться между инвестором, федеральными и региональными властями. "Этот инструмент наравне с российскими смогут использовать и иностранные инвесторы", - подчеркнул Д. Мантуров.

Ранее, в июне, Минпромторг внес в правительство и другой документ - программу импортозамещения. По сути, это большой перечень комплектующих - несколько тысяч изделий, которые сегодня поставляются из-за рубежа, в частности с Украины. "Для российских предприятий это большое подспорье, по году это будет дополнительный объем производства более чем на 30 млрд руб. начиная с 2015 года", - пояснил Д. Мантуров.

Работа в этом направлении уже идет. Так, к концу 2014 года в России будет выпущен первый серийный вертолетный двигатель - об этом заявил на "Иннопроме-2014" заместитель генерального директора по производству ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов. "В настоящее время все мощности по производству двигателей сосредоточены на Украине, - пояснил он. - Кроме того, мы зависим от нее и по другим комплектующим, использующимся при изготовлении отечественных вертолетов. Это становится проблемой в связи с неопределенной политической ситуацией в этой стране".

Однако импортозамещение поубавит работы транспортникам, и только наращивание экспорта поможет восполнить сокращение грузопотоков. Впрочем, Россия планирует ежегодно увеличивать экспорт машин и оборудования на 6%. Об этом на "Иннопроме-2014" заявил заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов. По его словам, достижению цели поможет переориентация экспорта с Европы и США на страны Азии, Латинской Америки и Африки. "В настоящее время поддержка экспорта является одним из самых важных вопросов, в том числе на фоне вступления России в ВТО", - пояснил он.

В целом стратегия инновационного развития ставит ряд амбициозных целей. "Для содействия крупным проектам инновационного развития мы создаем институты гарантийной и кредитной поддержки. Особенно важно поддержать те направления, которые способны повысить эффективность всех этапов производства, от дизайна изделий и проектирования до промышленного производства, послепродажного обслуживания, - заявил Д. Медведев. - Речь идет о формировании в России производства высокоточного промышленного оборудования: станков с дистанционным управлением, промышленных роботов, 3D-принтеров". Для этого нужен комбинированный подход, включающий, с одной стороны, обновление производственных мощностей и развитие исследовательских центров, с другой - ограничение на ввоз готовых изделий, имеющих отечественные конкурентоспособные аналоги. Процесс может происходить через регулирование системы государственных закупок. Сейчас разрабатывается целый ряд комплексных возможностей, включая допуск отдельных иностранных изделий к участию в государственных закупках в том случае, если производитель берет на себя обязательство за несколько лет локализовать производство этих изделий на территории России.

В рамках этой стратегии уже действует немецкий Siemens. Уровень локализации производств ООО "Уральские локомотивы" (группа "Синара"), основанных на технологиях Siemens, в настоящий момент составляет около 60-62%, и, по словам генерального директора компании Александра Салтаева, к 2017 году он достигнет 80%. "Мы рассматриваем локализацию производства Siemens как начало, - пояснил он. - Главное - не железо, а высокотехнологичные системы управления". Напомним, 30 мая 2014 года "Уральские локомотивы" представили первый отечественный электропоезд "Ласточка", а 14 июля второй состав отправился на испытания во ВНИИЖТ.

По мнению экспертов, новые промышленные индустрии могут привлечь в Россию и новых инвесторов. "Основными способами стимулирования со стороны государства должны стать возможность обеспечения гарантированного спроса на производимую в стране продукцию на срок до 5 лет и введение в течение этого периода нулевой ставки таможенного обложения, обновление нормативной базы. В построении интеллектуальной промышленности не обойтись без взаимодействия бизнеса и регулирующих органов", - считает президент компании "Сименс" Дитрих Меллер. О необходимости поддержки инновационных производств говорил и А. Салтаев. "Некая льготная фаза может сопровождаться как налоговыми льготами, так и кредитами с пониженной ставкой", - пояснил он. Хотя "Уральским локомотивам" в свое время (в 2007 г.) был предоставлен кредит с процентной ставкой 9,5% годовых и без специального закона на этот счет.

Вопросы, касающиеся формирования грузовой базы, крайне актуальны для транспортников. Мониторинг промышленности ИПЕМ показал, что за январь - июнь 2014 года индекс ИПЕМ-производство упал на 1,7% к аналогичному периоду прошлого года. Впервые со времен кризиса он ушел в минус в полугодовом измерении. Так, в 2013 году индекс за 6 месяцев (январь - июнь) составлял +0,6% к аналогичному периоду 2012 года, в 2012-м - +2,8%, в 2011-м - +4,3%, в 2010-м - +7,8%.

"Промышленников нужно стимулировать на разработку продукции с высокой добавленной стоимостью", - считает Д. Мантуров. Возникает вопрос: насколько железнодорожники готовы к транспортировке такой продукции, как машины и оборудование, которые относятся к группе высокодоходных грузов второго и третьего тарифных классов? Данный ассортимент давно и стабильно переходит к другим видам доставки.

Заместитель начальника Свердловской железной дороги Петр Эсаулов на "Иннопроме-2014" заявил, что новая бизнес-модель преобразования РЖД в международный транспортно-логистический холдинг находится в процессе реализации. По его словам, уже сформированы новые логистические продукты, которые в перспективе могут снизить долю транспортной составляющей в товарах (у нас она составляет около 20%, в Европе - 6-9%). "Имея в составе холдинга такие компании, как РЖДЛ и GEFCO, а также терминально-логистический блок, мы уже можем оказывать услуги "от двери до двери", используя принцип одного окна, - уточнил П. Эсаулов. - Конкретный пример - доставка алюминиевых панелей на завод "Уральских локомотивов" из Китая".

Он также сообщил, что на региональном уровне компания подошла к созданию транспортно-сервисного центра, где в одном объекте будут сосредоточены представители всех бизнес-единиц перевозчика. "Клиент сможет оставить заявку на базовую услугу (2PL), комплексную (3PL) или интегрированную 4PL-логистику, при которой на аутсорсинг отдается логистика не только поставок, но и сбыта", - уточнил П. Эсаулов.

Очевидно, что железнодорожники тоже должны разрабатывать продукты с высокой долей добавленной стоимости - так, как уже делают транспортные подразделения федеральных торговых сетей, которые пока не готовы включать железнодорожные перевозки в логистические цепочки промышленных предприятий. Предстоит поменять многое, причем это касается не только технологий, организации инфраструктуры и сервиса, но и образа мышления клиентов-грузовладельцев и транспортников.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру18.07.2014