Избежать нового топливного кризиса поможет разветвленная система продуктопроводов. Оплатить ее строительство предлагается нефтяным компаниям
В 2011 г. Россия, мировой лидер по добыче нефти, столкнулась с дефицитом топлива, в некоторых регионах напряженность сохранялась до конца года. Одна из причин - сбои в поставках по железной дороге: в середине 2011 г. у РЖД, на долю которой приходится около 70% перевозок светлых нефтепродуктов, обнаружился дефицит подвижного состава. Чтобы избежать повторения кризиса, чиновники решили развивать в России систему продуктопроводов. На это потребуется 125,2 млрд руб., говорится в стратегии "Транснефти" до 2020 г. А тогдашний замминистра энергетики Сергей Кудряшов в письме к тогдашнему зампреду правительства Игорю Сечину оценивал продуктопроводную систему в 350 млрд руб.
Финансирование может лечь на плечи нефтяных компаний: Федеральная служба по тарифам (ФСТ) уже внесла в аппарат правительства проект постановления, по которому расходы "Транснефтепродукта" ("дочка" "Транснефти") на развитие системы продуктопроводов предлагается включать в тарифы "Транснефти". Документ согласован с Минэкономразвития и Ростехнадзором, остались разногласия с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), цитирует "Интерфакс" письмо ФСТ. Представитель ФАС от комментариев отказался, с представителями ФСТ и Минэкономразвития связаться не удалось.
По данным "Интерфакса", ФАС не устраивает отсутствие четкого механизма включения затрат "Транснефтепродукта" в тарифы "Транснефти", что грозит их необоснованным ростом. Нефтяникам придется платить за услугу, которая реально не оказывается: не все холдинги пользуются системой "Транснефтепродукта", сетует сотрудник одной из компаний.
Учет затрат "Транснефтепродукта" увеличит тарифы на 1,5- 2%, говорит сотрудник "Транснефти". "Для нефтяников это немного, тем более что все заинтересованы в строительстве экспортных продуктопроводов (см. врез): сейчас топливо идет на экспорт по железной дороге, а это дорого", - говорит сотрудник другого холдинга.
"Транснефть" инициативу ФСТ поддерживает, сказал ее представитель: "Система "Транснефтепродукта" требует масштабной реконструкции, продуктопроводы эксплуатируются десятилетия, плюс нужны новые мощности. Для "Транс нефтепродукта" это расходы неподъемные (см. справку), а увеличить тарифы невозможно: закон ограничивает их 70% стоимости железнодорожных перевозок". На долю "Транс нефтепродукта" приходится четверть (32,4 млн т в 2011 г.) поставок нефтепродуктов, расширение мощностей и строительство новых позволит увеличить прокачку почти на 70% (до 54,5 млн т) к 2020 г., сказано в стратегии "Транснефти".
"Транснефть" могла бы занять на стройки, считает содиректор "Инвесткафе" Григорий Бирг: у нее высокий кредитный рейтинг, а чистый долг - 1 EBITDA. Но сейчас не лучшее время для займов, продолжает он, а если конъюнктура будет ухудшаться, инвестпрограмма "Транснефти" (392,8 млрд руб. до 2020 г.) все равно потребует роста тарифов.-
На юг и на север
Затраты на строительство экспортных продуктопроводов "Транснефть" оценила в 96 млрд руб.: 85,5 млрд пойдет на строительство трубы "Юг" (от Сызранского НПЗ "Роснефти" до Новороссийского порта через заводы "Лукойла" и ТНК-ВР в Волгограде и Саратове), остальное - на расширение проекта "Север" (Киришский НПЗ "Сургутнефтегаза" - порт Приморск).
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Ведомости | 14.08.12 | Скинуться на трубы |