26-11-19 / 2019
Новости отрасли
"Трансконтейнер" ждет покупателей

За контрольный пакет "Трансконтейнера" 27 ноября будут бороться группа "Дело" Сергея Шишкарева, "Енисей Капитал" Александра Абрамова и Романа Абрамовича и Первая грузовая компания Владимира Лисина. По мнению экспертов, шансы у "Енисей Капитала" выше, чем у прочих. Однако объективно важно не то, кто купит "Трансконтейнер", а какая цена сформируется по итогам торгов: если она недостаточно удалится от стартовой, это будет полным провалом и организаторов, и правительства, установившего критерии для участия.

27 ноября должен состояться один из крупнейших приватизационных аукционов последних лет - продажа 50% плюс 2 акций "Трансконтейнера", принадлежащих ОАО РЖД. Торги стартуют с 36,16 млрд руб., шаги - первый 141 млн руб., далее по 200 млн руб. Организатор торгов "ВТБ Капитал" объявил, что к ним допущено три претендента: ООО "Дело-Центр" (входит в группу "Дело" Сергея Шишкарева), ООО "Енисей Капитал", подконтрольное структурам Александра Абрамова и Романа Абрамовича и уже владеющее 24,74% акций "Трансконтейнера", и Первая грузовая компания (ПГК) Владимира Лисина.

До недавних пор безусловным фаворитом в негласном отраслевом тотализаторе был "Енисей Капитал". Сейчас, по расспросам "Ъ", его шансы участники рынка также оценивают как наиболее высокие, но считают серьезным кандидатом на победу и ПГК.

Основной актив собственников холдинга - Evraz - не генерирует видимой синергии с "Трансконтейнером", однако в "Енисей Капитале" ожидают синергии с портовыми активами и другими проектами. Структуры, связанные с участниками "Енисей Капитала", в 2016 году купили контрольный пакет Архангельского порта, а в 2017 году - Находкинский порт. Также, по данным "Ъ", близка к "Енисей Капиталу" и группа Freight Village Ru, управляющая терминалами в Калужской области и парком платформ.

В случае покупки контрольного пакета "Трансконтейнера" "Енисей Капитал" станет собственником практически 100% компании. Формально владельцем 24,84% компании является ВТБ. Но, сообщалось в отчете "Эксперт РА", в четвертом квартале 2018 года компания заключила с ВТБ поставочный форвард на этот пакет акций, по которому банк передаст его ей через год. Исполнить контракт "Енисей Капитал" планирует с помощью кредита, сообщалось в документе, который возьмет под залог приобретаемой доли и уже имеющегося пакета.

У группы "Дело", как объяснял Сергей Шишкарев, "есть все компетенции на рынке железнодорожных перевозок, присутствие в трех бассейнах, способность и желание выступить единым интерфейсом транспортных услуг по Севморпути, по северо-западному и южному направлениям, а также по всей территории РФ".

В структуру группы входят, в частности, контейнерный терминал НУТЭП, а также оператор "Рускон" с 900 фитинговых платформ и 90 автоконтейнеровозов.

В управлении ПГК уже более 111 тыс. вагонов, у структур Владимира Лисина также есть судоходный бизнес и стивидорный дивизион, включающий в себя пять терминалов в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах. Изначально UCL Holding собирался идти на аукцион в партнерстве с международным морским контейнерным оператором Mediterranean Shipping Company, но правительство запретило участникам аукциона привлекать контейнерные линии как партнеров.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров полагает, что наиболее вероятными покупателями будут "действующие акционеры". Однако он отмечает, что откровенно слабых или неквалифицированных претендентов нет и для рынка важнее, не кто именно купит, а по какой цене. Она, по мнению господина Бурмистрова, должна отражать тот факт, что с момента оценки и конъюнктура, и положение компании существенно улучшились. И если цена не поднимется выше стартовой планки, вероятность чего эксперт, впрочем, считает минимальной, это будет означать катастрофический провал как организаторов торгов, так и правительства при определении критериев отбора участников и стартовой цены.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ26.11.2019