26-06-14 / 2014
Новости отрасли
Трансконтейнер утвердил процедуру списания среднетоннажных контейнеров, ФАС закрыла дело

ОАО "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN) выполнило предписания Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, требовавшей прекратить вывод из парка среднетоннажных контейнеров (СТК) ранее нормативного срока их службы.

"В связи с наличием в действиях (оператора - ИФ) признаков нарушения закона о защите конкуренции ФАС выдала предупреждение о необходимости разработать и утвердить документ с критериями и процедурой вывода из эксплуатации СТК (в том числе с учетом требований к проведению их капитального ремонта) до 22 мая включительно; направить документ во все филиалы ОАО до 27 мая включительно. Письмом от 23 мая "Трансконтейнер" сообщил об исполнении предупреждения. Комиссия (ФАС - ИФ) пришла к выводу о надлежащем исполнении ОАО предупреждения и необходимости направить в министерство транспорта РФ рекомендации о действиях по предотвращению ущемления интересов", - говорится в решении ведомства, опубликованном на его сайте.

В связи с этим ФАС прекратила рассмотрение соответствующего возбужденного дела, "признав отсутствие в действиях ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) и "Трансконтейнера" нарушения закона". Как сообщалось ранее, дело ведомство возбудило в середине 2013 г., изучив действия ж/д оператора и его основного акционера и выявив в них нарушения закона о защите конкуренции. "(Компания - ИФ) выводила из эксплуатации СТК ранее нормативного срока, без наличия технологических оснований, что приводило (могло привести) к необоснованным отказам от заключения договора с отдельными покупателями", - заявляла ФАС в апреле. "Трансконтейнеру" после этого было выдано предупреждение о необходимости прекратить нарушать закон.

Дело рассматривало управление контроля транспорта и связи ведомства. В нем принимали участие ОАО "Белгородский абразивный завод" (БАЗ) и Российской ассоциация литейщиков. "В ФАС поступили многочисленные заявления граждан РФ и (компаний - ИФ) о признаках нарушения закона. Они выразились, по мнению заявителей, в экономически или технологически не обоснованном сокращении или прекращении предоставления среднетоннажных контейнеров для ж/д перевозки грузов, а также изъятии СТК из обращения", - говорится в опубликованном документе.

Среднетоннажными считаются 3- и 5-тонные универсальные контейнеры, которые наиболее востребованы среди физических лиц, а также предприятий малого и среднего бизнеса. "Это именно та тара, которая оптимальна для большого спектра грузов разных объемов и масс, и используется в основном для перевозки домашних вещей из регионов Дальнего Востока, Сибири в Центральную Россию и в обратном направлении, то есть для социально значимых перевозок", - отмечает ФАС.

Ведомство подчеркивает, что сейчас на этом внутреннем коммерческом рынке сложилась ситуация, когда у граждан и предприятий малого и среднего бизнеса отсутствует возможность отправления грузов в таких контейнерах. ФАС установила, что рынок СТК является "высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией" с долей РЖД и их "дочки" более чем в 50%.

При создании "Трансконтейнера" в ходе реформы железнодорожного транспорта в 2007 г. РЖД передали на баланс своей "дочки" около 130 тыс. среднетоннажных контейнеров, а также площадки на станциях для работы с СТК. После этого СТК были привлечены монополией в аренду у "Трансконтейнера" и эксплуатировались на условиях "инвентарного парка" по регулируемым тарифам. При этом, по мнению ФАС, эти тарифы "являются экономически обоснованными" и призваны поддерживать эффективность таких перевозок.

В то же время, по данным "Трансконтейнера", среднетоннажные контейнеры сейчас изношены более чем на 90%, поэтому подлежали списанию еще до конца 2012 г. - по достижению предельного нормативного срока эксплуатации. Производство же СТК В РФ, странах СНГ и в Китае отсутствует. Однако, по бизнес-плану создания и развития контейнерного ж/д оператора, утвержденному советом директоров РЖД в 2005 г., выбытие переданных 5-тонных СТК должно было произойти в 2020 г., трехтонных - в 2013 г. Одновременно предусматривалось, что производство таких контейнеров в РФ будет поэтапное увеличиваться (к 2010 г. до 5 тыс., к 2015г. - до 8 тыс.) за счет развития мощностей Грязи-Орловского мотовозоремонтного завода.

"Трансконтейнер", определяя срок полезного использования СТК, отталкивается от своего положения об учетной политике, а также Общероссийского классификатора основных фондов и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (по ней сроком полезного использования - от 10 лет до 15 лет). Учетная политика (утверждена в 2013 г.) предусматривает срок полезного использования для контейнеров, выпущенных позднее 2000 г. - 10 лет, до 2000 г. -15 лет. "Причем 15 лет для всех СТК соответствует и тому, что было в бизнес-плане ОАО", - отмечает ФАС.

В то же время, представленные "Трансконтейнером" материалы свидетельствуют, что исключаемые среднетоннажные контейнеры в период эксплуатации не ремонтировались или ремонтировались с отклонением от установленного регламента. В письме в ведомство компания также указала, что в 2012-2014 гг. капитальный ремонт СТК не проводился. При этом РЖД и оператор не представили доказательств о необходимости отмены планового ремонта, тогда как "имеется целая система" для этого. "Таким образом, "Трансконтейнер" выводил из эксплуатации СТК ранее нормативного срока, без наличия технологических оснований, что приводило или могло привести к необоснованным отказам от заключения договора с отдельными покупателями", - отмечает ведомство.

По данным оператора, в 2013 г. списаны порядка 760 СТК.

"Трансконтейнер" владеет и управляет около 62 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 26 тыс. вагонов-платформ для их перевозки (около 60% от их общего числа в РФ), а также имеет сеть терминалов в РФ (на 46 станциях) и в Словакии, владеет 50% акций казахстанского терминального оператора "Кедентранссервис". Сейчас 50% + 2 акции компании принадлежит РЖД, 24,1% - транспортной группе FESCO (материнская компания - ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (MOEX: FESH), 11,2% - НПФ "Благосостояние", 9,25% - Европейскому банку реконструкции и развития. По неофициальным данным, структуры группы "Сумма" (контролирует FESCO) владеют блокпакетом акций ж/д компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.06.2014