28-05-20 / 2020
Новости отрасли
Трансконтейнер продал 50% Кедентранссервиса за $73 млн., получил 6 млн. евро дивидендов

ПАО "Трансконтейнер" продало 50% АО "Кедентранссервис" (КдТС) за $73 млн, говорится в отчете российского оператора по МСФО за I квартал 2020 г.

"Стоимость сделки по официальному обменному курсу ЦБ РФ на дату получения оплаты составило 5,3 млрд руб.", - уточняется в документе.

Как сообщалось ранее, сделка была закрыта 22 мая. Покупателем выступило АО "Национальная компания "Казакстан темир жолы" (КТЖ, железные дороги Казахстана). Владение структурировано через голландскую Logistic System Management B.V. (LSM), которой принадлежит 100% акций КдТС. Фактически "Трансконтейнер" продавал свои 50% LSM. По итогам сделки КТЖ консолидировала в своей собственности 100% КдТС.

При этом, согласно отчету, 21 апреля российский оператор получил от Logistic System Management дивиденды за 2018 и 2019 гг. в размере 6 млн евро (486 млн руб. по официальному обменному курсу ЦБ РФ на дату получения оплаты).

По условиям договора купли-продажи актива "Трансконтейнер" получил право свободно вести деятельность в Казахстане в качестве самостоятельного участника рынка, а также недискриминационный доступ к железнодорожной инфраструктуре, что позволит "активно развивать присутствие и ключевые компетенции компании на рынке транспортно-логистических услуг этой страны", отмечал ранее представитель оператора.

Контрольный пакет "Кедентранссервиса" (67%) "Трансконтейнер" купил в 2011 г. - "для выхода группы на рынок ж/д терминальных услуг Казахстана". При этом "Казахстан темир жолы" получил опцион на выкуп 17% акций КдТС у российского оператора (для паритетного владения). Он был реализован в 2014 г. "Трансконтейнер" получил от продажи доли 665 млн руб.

Попытка продать 50% "Кедентранссервиса" казахстанской железнодорожной администрации предпринималась в середине 2010-х гг., но тогда против нее выступил крупнейший на тот момент миноритарий "Трансконтейнера" - группа "Сумма" Зиявудина Магомедова (вышла из числа акционеров оператора в 2018 г.).

Вновь тема появилась в информационном поле осенью 2019 г. "Коммерсантъ" сообщил, что премьер Казахстана Аскар Мамин попросил своего тогдашнего российского коллегу Дмитрия Медведева продать долю в КдТС. Гендиректор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров подтвердил факт переговоров и заявил, что сделка может состояться до проведения торгов по продаже контрольного пакета акций оператора, которыми владела монополия.

Сразу после аукциона в конце ноября замглавы РЖД Андрей Старков заявил, что доля "Трансконтейнера" в "Кедентранссервисе" "с высокой степенью вероятности" будет реализована до закрытия сделки по "Трансконтейнеру" (произошло 13 декабря), и в связи с этим корректировок итоговой цены торгов не будет. При этом топ-менеджер отмечал, что российская компания должна получить от сделки прибыль в размере более 2 млрд руб., что на "порядок превышает первоначальные инвестиции".

За день до аукциона совет директоров российского оператора одобрил продажу 50% Logistic System Management на "рыночных условиях". "По мнению совета директоров - и я полностью под этим подписываюсь, существовавший формат взаимоотношений "Трансконтейнера" и Казахстанских железных дорог не отвечал тем целям и задачам, которые были сформированы в 2011 г. на момент заключения акционерного соглашения", - пояснял Старков.

"Это сделка в интересах "Трансконтейнера", ну и, вероятно, новых акционеров", - добавлял он. Между тем, позднее в своей отчетности российский оператор сообщил, что закрытие сделки доли запланировано на II квартал 2020 г.

"Кедентранссервис" помимо примерно 20 терминалов в Казахстане в среднем в 2019 г. эксплуатировал 3,619 тыс. фитинговых платформ, в том числе 300 собственных. При этом объем перевозок уменьшился на 7%, до 219,4 тыс. TEU. На динамику повлияло сокращение парка вагонов, деятельность конкурентов (имеющих 80-футовые платформы), отсутствие заявок на привлечение платформ для транспортировки между Китаем и Европой из-за их ограниченной вместимости (40 и 60 футов). Также КдТС совместно с "дочкой" КТЖ - АО "КТЖ-Экспресс" - развивал комплексные транспортно-логистические услуги при доставке контейнерных грузов в Казахстане и странах Центральной Азии.

"Трансконтейнер" эксплуатирует более 83 тыс. крупнотоннажных контейнеров, порядка 30 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, более 400 единиц автомобильной (тягачи и полуприцепы) и свыше 200 единиц погрузочной техники. Оператор имеет сеть из примерно 40 терминалов в РФ, а также доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах. 99,6% акций принадлежит группе "Дело" Сергея Шишкарева и государственной корпорации "Росатом".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.05.2020