22-05-20 / 2020
Новости отрасли
Трансконтейнер продал 50% Кедентранссервиса, стал самостоятельным оператором в Казахстане

"Казахстан темир жолы" (КТЖ, железные дороги Казахстана) завершила процесс выкупа 50% акций национального оператора контейнерных терминалов и фитинговых платформ - АО "Кедентранссервис" (КдТС).

"Сегодня в рамках договора купли-продажи зарегистрирована (соответствующая - ИФ) сделка по приобретению (акций КдТС - ИФ), ранее принадлежавших ПАО "Трансконтейнер", - сообщила КТЖ в пятницу.

Акционерное владение активом было структурировано через голландскую Logistic System Management B.V. (LSM), которой принадлежали 100% акций "Кедентранссервиса". Фактически "Трансконтейнер" продал 50% LSM. "Таким образом, "Казахстан темир жолы" установила полный контроль над деятельностью КдТС", - отмечает КТЖ.

Российский оператор в пятницу также сообщил о закрытии сделки. "По условиям договора купли-продажи (актива - ИФ) "Трансконтейнер" получил право свободного ведения деятельности в качестве самостоятельного (участника рынка - ИФ), а также недискриминационного доступа к (железнодорожной - ИФ) инфраструктуре Казахстана. Это позволит активно развивать присутствие и ключевые компетенции компании на рынке транспортно-логистических услуг этой страны", - напомнил "Интерфаксу" представитель компании.

"Трансконтейнер" купил контрольный пакет "Кедентранссервиса" (67%) в 2011 г. - "для выхода группы на рынок ж/д терминальных услуг Казахстана". При этом второй владелец компании - "Казахстан темир жолы" - получил опцион на выкуп 17% акций КдТС у российского оператора (для паритетного владения). Он был реализован в 2014 г. Российский оператор получил от продажи доли 665 млн руб.

В середине 2010-х гг. уже предпринималась попытка продать 50% "Кедентранссервиса" казахстанской железнодорожной администрации, но тогда против нее выступил крупнейший на тот момент миноритарий "Трансконтейнера" - группа "Сумма" Зиявудина Магомедова (вышла из числа акционеров оператора в 2018 г.).

Вновь тема появилась в информационном поле осенью 2019 г. "Коммерсантъ" сообщил, что премьер Казахстана Аскар Мамин попросил своего тогдашнего российского коллегу Дмитрия Медведева продать долю в КдТС. Гендиректор ОАО "Российские железные дороги" Олег Белозеров подтвердил факт переговоров и заявил, что сделка может состояться до проведения торгов по продаже контрольного пакета акций оператора, которыми владела монополия.

Сразу после аукциона замглавы РЖД Андрей Старков заявил, что доля "Трансконтейнера" в "Кедентранссервисе" "с высокой степенью вероятности" будет реализована до закрытия сделки по "Трансконтейнеру" (произошло 13 декабря), и в связи с этим корректировок итоговой цены торгов не будет. При этом топ-менеджер отмечал, что российская компания должна получить от сделки прибыль в размере более 2 млрд руб., что на "порядок превышает первоначальные инвестиции".

За день до аукциона совет директоров "Трансконтейнера" одобрил продажу 50% в Logistic System Management на "рыночных условиях". "По мнению совета директоров - и я полностью под этим подписываюсь, - существовавший формат взаимоотношений "Трансконтейнера" и Казахстанских железных дорог не отвечал тем целям и задачам, которые были сформированы в 2011 г. на момент заключения акционерного соглашения", - пояснял причину совершения сделки Старков. "Это сделка в интересах "Трансконтейнера", ну и, вероятно, новых акционеров", - добавлял он. Между тем, в своей отчетности российский оператор сообщил, что закрытие сделки доли запланировано на II квартал 2020 года, говорится.

"Кедентранссервис" помимо примерно 20 терминалов в Казахстане, в среднем в 2019 г. эксплуатировал 3,619 тыс. фитинговых платформ, в том числе 300 - собственных. При этом объем перевозок уменьшился на 7%, до 219,4 тыс. TEU. На динамику повлияло сокращение парка вагонов, деятельность конкурентов (имеющих 80-футовые платформы), отсутствие заявок на привлечение платформ для транспортировки между Китаем и Европой из-за их ограниченной вместимости (40 и 60 футов). Также КдТС совместно с "дочкой" КТЖ - АО "КТЖ-Экспресс" - развивал комплексные транспортно-логистические услуги при доставке контейнерных грузов в Казахстане и странах Центральной Азии.

"Трансконтейнер" эксплуатирует более 83 тыс. крупнотоннажных контейнеров, порядка 30 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, более 400 единиц автомобильной (тягачи и полуприцепы) и свыше 200 единиц погрузочной техники. Оператор имеет сеть из примерно 40 терминалов в РФ, а также доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах.

В конце 2019 г. "Дело" приобрело у "Российских железных дорог" 50% + 2 акции "Трансконтейнера", выиграв соответствующий аукцион. В капитал группы при этом вошла государственная корпорация "Росатом" (30% с опционом еще на 19% в 2023 г.). По итогам обязательной оферты миноритариям транспортный холдинг консолидировал 99,6% акций оператора.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс22.05.2020