07-05-20 / 2020
Новости отрасли
Трансконтейнер после удачного начала года со II квартала почувствует последствия COVID - Moody's

Быстро разворачивающаяся экономическая рецессия и перебои в мировой торговле на фоне вспышки коронавируса, а также существенное ослабление рубля будут сказываться на операционных показателях и доходах ПАО "Трансконтейнер", начиная со II квартала, допускает Moody's.

При этом в I квартале объем перевозок оператора увеличился на 10%, напоминает рейтинговое агентство в своем сообщении. "В настоящее время Moody's ожидает, что ВВП России сократится на 5,5% в 2020 г., в то время как перспективы восстановления остаются крайне неопределенными для экономики и для компании", - отмечает оно.

"Вероятное дальнейшее снижение цен на услуги контейнерных операторов, начавшееся в конце 2019 г., и увеличение порожнего пробега в связи с дисбалансом в потоках грузов (внутренние перевозки, экспорт, импорт, транзит), также окажут давление на прибыль "Трансконтейнера", - добавляет агентство.

Как сообщалось ранее, Moody's поместил на пересмотр с возможностью снижения корпоративный рейтинг и рейтинг вероятности дефолта "Трансконтейнера", которые сейчас находятся на уровне "Ba3" и "Ba3-PD", соответственно.

Свое решение агентство объясняет ожиданием того, что оператор "будет работать с кредитными показателями, которые могут не соответствовать его текущему рейтингу" в условиях экономического спада из-за коронавируса, и новой структуре собственности после консолидации группой "Дело" в апреле 99,6% акций компании. Она также находится в процессе привлечения дополнительных источников ликвидности для финансирования растущих дивидендов, добавляет Moody's.

Текущий рейтинг "Трансконтейнера" отражает его "солидный бизнес-профиль". Он базируется на статусе ведущего участника своего рынка (даже несмотря на сравнительно небольшой размер в глобальном масштабе), операционной модели с большой и сбалансированной базой активов, диверсифицированной клиентской базе и стратегии, ориентированной на расширение рыночной позиции при жестком контроле затрат.

"Повышение рейтинга маловероятно в ближайшие 12-18 месяцев, учитывая пересмотр на понижение рейтинга. Со временем Moody's может рассмотреть возможность повышения рейтинга, если компания продолжит демонстрировать высокие операционные и финансовые показатели, а также сохранит кредитное "плечо" ниже 2,5, надежное долговое покрытие и высокую ликвидность, в том числе при активных инвестициях.

Рейтинг может быть понижен, если ликвидность "Трансконтейнера" или операционные и финансовые показатели существенно ухудшатся, а скорректированный долг/EBITDA будет иметь устойчивую тенденцию повышения до 3. "Растущая озабоченность по поводу любых трансформаций в бизнес-структуре и финансовой политике компании с неопределенными или негативными последствиями для ее кредитного профиля также может привести к ухудшению рейтинга", - добавляет Moody's.

Сам "Трансконтейнер" в четверг, правда, заявил, что по прогнозным данным его выручка по РСБУ в апреле выросла на 10,8% по сравнению с тем же периодом годом ранее. "Положительная динамика сохранилась в I квартале на фоне пандемии COVID-19: объем доходных перевозок вырос на 6,4%, выручка по РСБУ - на 6,7%", - подчеркнул финансовый директор компании Павел Скачков.

Топ-менеджер добавил, что "Трансконтейнер" "продолжает обеспечивать стабильную и бесперебойную погрузку", а рынок железнодорожных контейнерных перевозок "остается одним из самых успешных сегментов транспортной отрасли в силу наименьшей зависимости от карантинных ограничений".

Это подтверждается и данными ОАО "Российские железные дороги", представленными в среду. Согласно сообщению компании, в РФ отправка груженых контейнеров во всех видах сообщения в январе-апреле выросла на 11,9%, до 1,16 тыс. TEU (в весовом выражении - на 15,2%, до 17 млн тонн). В частности, увеличилась перевозка химикатов и соды (на 32,9%, до 224,5 тыс. TEU к январю-апрелю 2019 года), лесных грузов (на 1,8%, до 170,3 тыс. TEU), бумаги (на 9,9%, до 119 тыс. TEU), промышленных товаров (на 10,3%, до 96,3 тыс. TEU).

Также в "плюсе" отправка машин, станков и двигателей (+19,3%, 80,2 тыс. TEU), черных (+40,5%, 59,8 тыс. TEU) и цветных металлов (+21,7%, 43 тыс. TEU), нефти и нефтепродуктов (+11,4%, 30,4 тыс. TEU), строительных грузов (+2,6%, 34,2 тыс. TEU), цветной руды и серного сырья (+47,8%, 7,9 тыс. TEU), металлоконструкций (+1,2%, 4,4 тыс. TEU), зерна (+2,1%, 3,1 тыс. TEU), продуктов перемола (+30%, 3,6 тыс. TEU), картофеля, овощей, фруктов (+52,8%, 2,6 тыс. TEU), сахара (+1,4%, 0,85 тыс. TEU), соли (+37,5%, 0,5 тыс. TEU) и остальных продовольственных товаров (+32%, 44,8 тыс. TEU).

Участники отрасли ранее отмечали, что из-за трудностей с формированием судовых партий в Азиатско-Тихоокеанском регионе часть контейнерного потока в направлении Европы переориентируется на железнодорожный транспорт с транзитом через РФ. Кроме того, в стране растет контейнеризация перевозок, а том числе на фоне активизировавшегося внутреннего спроса.

Сократилась, по данным РЖД, отправка метизов (на 0,6%, до 88,1 тыс. TEU), автомобилей и комплектующих (на 10,5%, до 69,6 тыс. TEU), химических и минеральных удобрений (на 8%, до 13 тыс. TEU), рыбы (на 3,6%, до 7,1 тыс. TEU). В целом же перевозки контейнеров по сети РЖД (с учетом порожних) за первые четыре месяца 2020 г. выросли на 12,4%, до 1,8 млн TEU.

"Текущие негативные экономические тенденции на глобальных рынках учтены в стратегии развития (компании - ИФ), руководство осознает все риски, связанные с пандемией, и активно управляет ими, предлагая клиентам логистические решения в каждом конкретном случае", - напомнил при этом Скачков.

"Трансконтейнер" эксплуатирует более 83 тыс. крупнотоннажных контейнеров, порядка 30 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, более 400 единиц автомобильной (тягачи и полуприцепы) и свыше 200 единиц погрузочной техники. Оператор имеет сеть из примерно 40 терминалов в РФ, а также доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах. У группы "Дело" Сергея Шишкарева и государственной корпорации "Росатом" в компании 99,6% акций. В 2019 г. выручка "Трансконтейнера" составила 86,2 млрд руб., скорректированная EBITDA - 19,4 млрд руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.05.2020