20-02-15 / 2015
Новости отрасли
Трансконтейнер планирует продать 50% Кедентранссервиса за 3,7 млрд руб. - источник

ПАО "Трансконтейнер" (MOEX: TRCN) планирует выручить от продажи своих 50% акций АО "Кедентранссервис" (КТС) около 3,7 млрд руб.: такова предполагаемая сумма сделки, сообщил "Интерфаксу" источник в совете директоров российского ж/д оператора, который в среду рассматривал соответствующий вопрос.

Покупателем, как сообщалось ранее, должен выступить второй владелец КТС - АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" (Казахстанские железные дороги).

Формально речь идет о сделке по продаже 50% акций Logistic System Management B.V. (LSM), в результате которой "Трансконтейнер" утратит косвенный контроль в "Кедентранссервисе". Сейчас ж/д оператор владеет долей в КТС через Logistic Investment S.a r.l., которой принадлежит 50% LSM - 100%-ного собственника казахстанской компании. На заседании в среду совет определял позицию "Трансконтейнера" по сделке и рекомендацию своим представителям в Logistic Investment для голосования.

Речь идет о продаже 50% "Кедентранссервиса" КТЖ перед внесением его в капитал АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК, создается ж/д администрациями РФ, Белоруссии и Казахстана для транзитных контейнерных перевозок между Европой и Азией по территории трех стран), пояснял "Интерфаксу" источник, близкий к совету директоров "Трансконтейнера". По его словам, инициатором сделки была казахстанская сторона, которой это необходимо для консолидации акций "Кедентранссервиса". Пакет, как ожидается, будет оплачен денежными средствами, сумма не раскрывается, но она устраивает российскую компанию, говорил собеседник агентства. В своем сообщении российский ж/д оператор уточнял, что сделка будет совершена "при условии получения всех необходимых корпоративных и государственных разрешений".

При этом источники "Интерфакса", знакомые с итогами голосования, отмечали, что оба представителя группы "Сумма" в совете директоров "Трансконтейнера" из 11 человек голосовали против отчуждения его 50%-ной доли в "Кедентранссервисе" ("Сумма" - крупнейший миноритарий ж/д оператора, владеет со своими партнерами 24,2% его акций через транспортную группу FESCO). В пятницу источник агентства в совете директоров "Трансконтейнера" подтвердил эту информацию.

При этом собеседник агентства уточнил, что "совет продолжался несколько часов, на протяжении которых шла активная дискуссия, в том числе и вокруг продажи пакета КТС". При этом из одиннадцати членов совета голосовали только девять: представители НПФ "Благосостояние" на заседание не пришли. "В итоге за сделку проголосовали 6 членов, двое - представители "Суммы" - "против", а председатель совета (советник президента ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) - ИФ) Жанар Рымжанова воздержалась от голосования по этому вопросу", - сказал он.

У группы вызвало вопросы соответствие этой сделки интересам РФ, поэтому представители группы и голосовали "против", пояснил источник в "Сумме". "Сейчас "Трансконтейнер" контролирует 50% ключевого контейнерного оператора Казахстана, чьи терминалы расположены во всех крупных городах страны, для которой развитие транзитного потенциала является стратегической целью. В результате сделки мы на несколько месяцев, а скорее всего лет, потеряем контроль над привлекательным активом", - сказал он.

Еще один собеседник "Интерфакса", знакомый с планами по продаже КТС, отмечает, что сделка выглядит странно. "Правительство РФ недавно одобрило передачу "Трансконтейнера" в ОТЛК в том составе активов, какой есть сейчас. "Объединенная транспортно-логистическая компания" и так контролирует через "Трансконтейнер" 50% "Кедентранссервиса", а теперь выясняется, что нужно продать этот пакет, чтобы когда-то в будущем получить 100%. Но никаких гарантий, что Казахстан внесет в дальнейшем 100% КТС в ОТЛК, сделка не предусматривает. С учетом того, что казахи до сих пор не одобрили создание этого СП на правительственном уровне, процесс точно затянется", - сказал он. "Надо учитывать, что Казахстан сейчас активно развивают свой транзитный потенциал по разным маршрутам, не дожидаясь получения доли в ОТЛК. И выходя из капитала КТС, мы теряем интеграцию с этим процессом", - подчеркнул собеседник, добавив, что подобного мнения придерживаются ряд чиновников.

"Трансконтейнер" купил контрольный пакет акций "Кедентранссервиса" (67%) в 2011 г. - "для обеспечения выхода группы на рынок ж/д терминальных услуг Казахстана". Тогда же "Казахстан темир жолы" получила опцион на выкуп 17% акций КТС у российского оператора (для паритетного владения) в случае выполнения сторонами определенных условий и обязательств. Он был реализован в 2014 г., сделка структурировалась через покупку акций LSM. "Трансконтейнер" получил от продажи доли 665 млн руб. На базе КТС его акционеры планируют организовать сквозной сервис через Казахстан и РФ, создать единую инфраструктуру для обработки грузов, а также совместно оптимизировать терминальные мощности, связанные с транзитом.

"Кедентранссервис" управляет терминалами на 17 железнодорожных станциях в Казахстане, а также владеет парком из 30 тепловозов, почти 90% из которых магистральные. Компания оказывает услуги локомотивной тяги, экспедирования, логистики, хранения и таможенного оформления грузов, а также их перегрузки на пограничной станции Достык из вагонов КНР в подвижной состав стран СНГ. Кроме того, в последнее время компания наращивала количество вагонов в парке, фактически превращаясь из терминального в железнодорожного оператора.

"Объединенная транспортно-логистическая компания" создается для организации перевозок контейнерных грузов в рамках единого экономического пространства на транзитных маршрутах между Европой и Азией. ОТЛК предполагается сформировать в 2 этапа. Вначале ОАО "Российские железные дороги" вносит свои 50% + 2 акции в "Трансконтейнере" и 100% акций ОАО "РЖД Логистика", а Белорусская железная дорога и "Казахстан темир жолы" - денежные средства в размере 32,7 млн руб. Затем партнеры РЖД должны передать в СП активы: первая - "Белинтертранс", владеющий терминалом в Бресте, вторая - акции "Казтранссервиса" и "Кедентранссервиса". При этом доли учредителей будут определяться исходя из рыночной стоимости вносимого имущества, но модель создания ОТЛК предусматривает возможность доведения долей партнеров до паритета.

В ноябре 2014 г. АО "ОТЛК" прошло регистрацию с размером уставного капитала в 39,759 млрд руб. Номинальная стоимость доли ОАО "Российские железные дороги" составила 39,694 млрд руб. (99,84%), ГО "Белорусская железная дорога" и АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" - 0,032709 млрд руб. (по 0,08%). Позднее РЖД передали в капитал СП свои доли в "Трансконтейнере" и РЖДЛ.

"Трансконтейнер" владеет и управляет около 64 тыс. крупнотоннажных контейнеров, почти 27 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, а также имеет сеть терминалов в РФ (на 46 станциях) и в Словакии и 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 железнодорожными терминалами в Казахстане). 50% + 2 акции компании принадлежит ОТЛК, 24,17% - у FESCO (материнская компания - ОАО "Дальневосточное морское пароходство" (MOEX: FESH)), 8,7% - у НПФ "Благосостояние", 9,25% - у Европейского банка реконструкции и развития. По неофициальным данным, структуры группы "Сумма" (контролирует FESCO) владеют блокирующим пакетом акций ж/д компании.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс20.02.2015