27-02-24 / 2024
Новости отрасли
«Трансфин-М» уходит менеджменту

Алексей Тайчер покидает железнодорожный бизнес

Состоялась новая крупная сделка на рынке железнодорожного оперирования, уже четвертая за последние три месяца. Алексей Тайчер, владевший лизинговой компанией "Трансфин-М", которой, в свою очередь, подконтролен восьмой по величине железнодорожный оператор "Атлант" с 61 тыс. единиц парка, продал компанию и вышел из железнодорожного бизнеса. Покупателем выступили закрытые паевые инвестфонды (ЗПИФы), предположительно, связанные с менеджментом "Трансфин-М". По мнению экспертов, сделка проходит в привлекательных рыночных условиях, причем не только для оперирования, но и для операционного лизинга, на котором специализируется "Трансфин-М".

Алексей Тайчер продал "Трансфин-М", следует из раскрытия информации компании 22 февраля. Покупателем 70% выступил ЗПИФ "Инвестсервис" под управлением УК "Аурум Инвестмент", 30% – ЗПИФ "Талер" под управлением ООО "Тетис Кэпитал", сообщается в отчетности.

"Трансфин-М" – лизинговая компания, специализирующаяся на операционном лизинге вагонов. Ей принадлежит железнодорожный оператор "Атлант", находящийся на восьмом месте в рейтинге InfoLine Rail Russia Top. В собственности у "Атланта", по данным рейтинга, 61,3 тыс. вагонов. Также "Трансфин-М" принадлежит "ТФМ-Спецтехника", специализирующаяся на майнинговом аутсорсинге и располагающая крупным парком карьерных самосвалов, гидравлических экскаваторов, автогрейдеров и т. п.

В "Трансфин-М" подтвердили информацию о смене собственника, воздержавшись от прочих комментариев. Представитель Алексея Тайчера также подтвердил "Ъ" факт выхода бизнесмена из состава акционеров "Трансфин-М", уточнив, что покупателями выступил менеджмент компании. По его словам, цена продажи – рыночная. Перечень покупателей и размер долей он раскрывать отказался, сославшись на условия соглашения о конфиденциальности.

Источник "Ъ" на рынке предполагает, что собственниками "Трансфин-М" могли стать гендиректор компании Максим Анищенков, а также члены совета директоров Александр Голанд и Иван Благодатских. Все трое выступали партнерами Алексея Тайчера в 2019 году при покупке лизинговой компании у НПФ "Благосостояние" и имели преимущественное право выкупа акций, говорит он.

Источник, знакомый с планами бизнесмена, сообщил, что Алексей Тайчер рассматривает возможность инвестирования в проекты в сфере логистики и финансовых технологий. Источник, близкий к покупателям, пояснил "Ъ", что рынок оперирования, на их взгляд, достаточно стабилизировался и дальнейшая консолидация позволит сохранить текущую ситуацию в балансе. Новые владельцы "Трансфин-М" планируют сохранить и развить все профильные дивизионы компании, говорит он.

Это четвертая крупная сделка за три месяца на рынке оперирования железнодорожным подвижным составом. О смене собственников первой, третьей и шестой по величине компаний подробнее см. "Ъ" от 2 февраля. Замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук полагает, что сделки продолжатся – возможно, между менее крупными компаниями.

Сейчас рынок оперлизинга очень привлекателен, особенно для тех компаний, которые располагают собственным парком, говорит глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Движение на сети медленное, доходность оперирования высокая, изменений не предвидится, более того, ставки имеют тенденцию к росту. Есть два проблемных сегмента – лесовозных и универсальных платформ, в остальных спрос на услуги оперлизинга остается высоким и сохранится на этом уровне как минимум в горизонте 2025 года. По прогнозу "Infoline-Аналитики", к четвертому кварталу ожидается рост арендных ставок на типовые и инновационные полувагоны по долгосрочным контрактам на 9%, до 3,2 тыс. и 3,7 тыс. руб. за вагон в сутки соответственно, на большекубовые нефтебензиновые цистерны – на 19%, до 2,7 тыс. руб., на зерновозы – на 29%, до 5,2 тыс. руб.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ27.02.2024