12-02-13 / 2013
Новости отрасли
Тот факт, что груз и ж/д транспорт имеют различные жизненные циклы, которые противоречат друг другу, осложняет процесс перевозок

Проведенный нами анализ показал, что источником многих проблем при грузоперевозках является тот факт, что груз и железнодорожный транспорт имеют различные жизненные циклы, которые не совпадают, а чаще всего - и прямо противоречат друг другу.

В связи с этим стоит задача технологически разделить груз и железную дорогу, чтобы они имели возможность работать независимо друг от друга. И этого можно добиться путем перевозки большинства грузов в контейнерах с использованием инновационных решений - кольцевых контейнерных поездов и эстакадных контейнерных кран-складов (ЭККС) значительной емкости.

Кольцевой контейнерный поезд

Брошенные поезда, неуклонное снижение скорости грузовых составов, проблема с порожняком, профицит вагонов, заторы на железной дороге, срыв сроков доставки груженых и порожних составов - вот далеко не полный перечень проблем, которые помогает решить новая технология.

Первым элементом системы является быстрый эстакадный контейнерный кран-склад, состоящий из колонн мостового крана, железнодорожного полотна, автомобильной дороги, а также контейнеров, выгружаемых/загружаемых с помощью мобильных пандусов. Работа на складе строится следующим образом. Контейнерный поезд заезжает непосредственно под эстакаду ЭККС. Краны ускоренно выгружают контейнеры на автодорогу, чтобы отпустить поезд. Состав из 60 вагонов освобождается (равно как и загружается) всего за 1 час. После этого поезд может вернуться на магистраль, а груз остается на складе. Одновременно на ЭККС может храниться груз с 50 поездов, то есть до 6 тыс. 20-футовых контейнеров.

Таким образом, реализуется главный инновационный принцип - груз отрывается от перевозящего его железнодорожного транспорта. Погрузка/разгрузка производится не из вагона, а с ЭККС - независимого участника процесса. Организация формирования грузопотоков по различным направлениям также передается на ЭККС, поэтому отпадает надобность в горках.

ЭККС легко доступен для грузовых автомобилей, имеет встроенную грузоподъемную технику, позволяет без крупных затрат производить хранение товара в больших объемах, консолидацию груза, а также его доставку прямо до двери получателя. Кроме того, благодаря своей большой емкости ЭККС помогает сгладить неритмичность грузопотока без ущерба для РЖД, грузоотправителей и грузополучателей.

Вторым элементом предлагаемой технологии является так называемый кольцевой поезд. По своему составу это самый обычный поезд, для которого не нужно ни разрабатывать какие-то специальные вагоны, ни изготавливать особые локомотивы. Кольцевой поезд укомплектовывается 60 четырехосными 14-метровыми универсальными платформами и средним локомотивом. В нем также могут быть применены низкорамные платформы для перевозки 40-футовых контейнеров, поставленных друг на друга.

Особенность кольцевого поезда состоит в том, что он курсирует исключительно между двумя ЭККС и не отвлекается на какие-либо другие маршруты. Он перемещается без формирования/расформирования, без сцепки/расцепки платформ, без уменьшения/увеличения количества платформ, без дозагрузки/выгрузки в пути следования со средней скоростью 50-60 км/ч и выше, что позволяет отправлять такие поезда вслед за пассажирскими и без проблем организовывать блок-трейны. В результате скорость перевозки груза возрастает в 10 раз.

Надо заметить, что кольцевой поезд за один рейс перевозит меньше полезного груза, чем стандартный, соответственно, он легче. Меньший вес имеет и свои преимущества: выше скорость поезда, меньше нагрузка на рельсы, насыпь, инфраструктуру и т. п. Кроме того, есть возможность прицепить к кольцевому поезду дополнительно 10-15 универсальных пустых платформ и использовать их только для перевозки порожних контейнеров между двумя ЭККС, если на одном из них будет избыток/недостаток контейнеров. Таким образом, кольцевой поезд с дополнительными платформами позволяет решить проблему перемещения порожних контейнеров без выделения для них специального состава.

Несмотря на меньший вес, кольцевой поезд может перевозить полезного груза в 3,5-4,7 раза больше, чем стандартный, за одинаковый промежуток времени. Мы подсчитали, что контейнер на кольцевом поезде на расстоянии 1 тыс. км за месяц может сделать 19 кругорейсов, а стандартный вагон - не более трех. Соответственно, и эффективность контейнера выше.

Третий элемент системы - крупнотоннажные контейнеры всех видов, в которых предлагается перевозить грузы. Контейнеры подбираются в зависимости от вида груза. В свою очередь, ЭККС способны переработать все типы контейнеров. Технология позволяет без ограничений использовать как старые, так и новые контейнеры. При этом контейнеры, как известно, гораздо доступнее вагонов. Например, новый вагон стоит около 2 млн руб., а один 40-футовый контейнер - 150 тыс. руб., старый - вдвое дешевле. То же самое с арендой: контейнер стоит 80 руб. в день, вагон - около 1 тыс. руб. К тому же при отправке товара за границу контейнеры, в отличие от вагонов, не всегда нужно возвращать обратно, что приносит дополнительную выгоду.

Есть еще один фактор, свидетельствующий в пользу перевозки грузов в контейнерах по предлагаемой технологии. Дело в том, что развитие высокоскоростного движения все больше препятствует грузовым перевозкам. Здесь возможны два решения: или выводить ВСМ на отдельные пути, что очень дорого, или увеличивать скорость движения грузовых поездов до 140-160 км/ч, что явно менее затратно. Второй вариант легче обеспечить именно на кольцевых контейнерных поездах. Новая технология позволит освободить пути от излишних вагонов, существенно увеличить скорость перевозки грузов без строительства новых магистралей. Это, в свою очередь, даст железной дороге конкурентное преимущество перед автомобильным и морским транспортом.

С выгодой

По предлагаемой технологии можно перевозить самые разнообразные номенклатуры - от черных металлов, химикатов, лесных грузов до кокса, угля, нефтепродуктов (в танк-контейнерах) и пр. ЭККС-1 устанавливается рядом с местами, где наблюдается большое скопление брошенных поездов, такими как порты, пограничные пункты, крупные грузополучатели/грузоотправители и т. д. ЭККС-2 ставится в другом более или менее значительном месте генерации/потребления грузопотока. Между ними запускается кольцевой поезд с 20- или 40-футовыми контейнерами.

На линии, где действуют два ЭККС и кольцевой поезд, можно вывести из эксплуатации до 5 тыс. вагонов. При этом одним кольцевым поездом на расстояние 1 тыс. км в течение одного месяца можно перевезти в среднем в четыре раза больше груза, чем по стандартной схеме.

Для полноценной перевозки грузов по предлагаемой технологии необходимо минимум 180 единиц 40-футовых контейнеров (по 60 ед. на кольцевом поезде и на каждой из двух ЭККС). По стоимости это равносильно приобретению девяти новых стандартных вагонов. Таким образом, на дистанции в 1 тыс. км в месяц можно перевозить 51 тыс. т полезного груза вместо 13,7 тыс. т по стандартной схеме. Соответственно, если запустить второй кольцевой поезд (можно блок-трейном), то количество перевезенного полезного груза станет 102 тыс. т в месяц.

Один ЭККС может обслужить до восьми кольцевых поездов в сутки. По своему усмотрению отправители/получатели грузов могут установить у себя мини-ЭККС. Тогда между ЭККС и мини-ЭККС могут курсировать любые типы местных поездов (кольцевые на этом участке не нужны). При этом на ближайший ЭККС клиенты доставляют/забирают контейнеры в любое удобное для них время.

В результате клиент получает полную свободу распоряжаться своим грузом: независимо от РЖД перевозить его на ЭККС, оттуда по свободному графику отправлять по назначению. То же самое с получением товара: его можно сразу по прибытии на склад забрать автотранспортом, оставить на хранение, чтобы позже забрать своим поездом, перебросить с одного склада на другой в зависимости от конъюнктуры и т. д. При этом не занимая ни одной ветки РЖД.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что сегодня есть возможность многократно ускорить продвижение грузопотоков, усовершенствовать технологию транспортировки, а также сократить издержки всех участников перевозочного процесса. В то же время основной акцент должен быть сделан на развитии перевозки грузов в контейнерах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер11.02.13Свобода перемещения грузов