03-09-10 / 2010
Новости отрасли
Торговый альянс России, Белоруссии и Казахстана может доставить много хлопот железнодорожным перевозчикам и операторам – в части уплат...

О последних нововведениях, возможных проблемах и путях их решения рассказывает начальник департамента налоговой политики и методологии налогового учета ОАО «РЖД» Елена Некрасова.

– Елена Юрьевна, какие наиболее значимые вопросы, связанные с Таможенным союзом, Вы бы отметили?

– Напомню, что в июле этого года вступили в силу международные документы, создающие правовую базу Союза. Среди них есть и посвященные налоговым вопросам. Это Соглашение о принципах взимания косвенных налогов (НДС и акцизов) при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 г. и протоколы к нему от 11.12.2009 г., посвященные порядку взимания косвенных налогов, механизму контроля за их уплатой при реализации товаров и выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе. Согласно данным документам взимание НДС во взаимной торговле между Россией, Беларусью и Казахстаном будет производиться по общепринятому в мировой практике принципу «страны назначения». Это означает, что при экспорте товаров применяется ставка НДС 0%, а налогообложение осуществляется при импорте товаров в том государстве, на территорию которого ввозятся товары. Контроль за уплатой косвенных налогов при импорте товаров возлагается на налоговые органы. Одновременно устанавливается особый порядок подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров. В отношении работ и услуг протокол от 11.12.2009 г. о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе предусматривает, что их налогообложение, как и величина налоговых ставок, должно осуществляться в соответствии с законодательством того государства ТС, территория которого признается местом реализации этих работ и услуг. Правила определения места их реализации непосредственно указаны в протоколе и по ряду позиций существенно отличаются от правил, предусмотренных российским законодательством.

– Как это повлияет на работу железнодорожных компаний?

– В части, касающейся деятельности железнодорожного транспорта, основные отличия заключаются в следующем:

– дано четкое определение термина «транспортные средства», которое включает в себя единицы железнодорожного подвижного состава и грузовые контейнеры;

– уточнено, что аренда, лизинг и предоставление в пользование имущества на любых иных основаниях имеют одинаковый режим налогообложения;

– в рамках Таможенного союза изменилось место реализации услуг по аренде (предоставлению в пользование) транспортных средств (за исключением автотранспорта). Если по российскому законодательству эти услуги облагаются в государстве по месту нахождения арендатора, то в Таможенном союзе местом реализации таких услуг является место нахождения арендодателя.

Это означает, что пользование вагонами и контейнерами, принадлежащими резидентам Казахстана и Беларуси, будет облагаться НДС в этих странах, а не в России. И, наоборот, предоставление российским лицом вагонов и контейнеров в аренду казахстанским или белорусским компаниям будет облагаться НДС в России. Что касается услуг по перевозке, то в Таможенном союзе они облагаются НДС в соответствии с национальным законодательством перевозчика, без учета расположения пунктов отправления и назначения по перевозке (как это предусмотрено российским правом). Это создает определенные правовые последствия, в силу которых перевозка грузов по территории Казахстана российским перевозчиком будет облагаться НДС по российскому законодательству, а перевозки грузов казахстанским перевозчиком в России – по казахстанскому законодательству. Остается только сожалеть, что при разработке Соглашения о порядке взимания косвенных налогов и протоколов к нему не был учтен положительный опыт российского законодательства.

– Исчерпываются ли этим перечнем все налоговые проблемы, связанные с Таможенным союзом?

– Основные вопросы при перевозках грузов в рамках Союза связаны на самом деле с применением ставки НДС 0% в условиях изменившегося таможенного законодательства. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ (ст. 164 и 165) напрямую увязывает возможность применения и документального подтверждения нулевой ставки НДС по железнодорожным грузовым перевозкам с порядком таможенного оформления перевозимых товаров. При таких перевозках ставка 0% применяется только в случае помещения перевозимых товаров под таможенный режим экспорта или международного таможенного транзита и при наличии на перевозочных документах соответствующих отметок таможенных органов.

В то же время в связи с созданием единой таможенной территории России, Беларуси и Казахстана и вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза порядок таможенного оформления (помещение товаров под таможенные процедуры и проставление таможенных отметок) изменился. Более того, изменилась сама терминология. Теперь таможенное законодательство вообще не предусматривает такого понятия, как «таможенный режим». Вместо него используется понятие «таможенная процедура».

Однако необходимые поправки в Налоговый кодекс, приводящие налоговое законодательство РФ в соответствие с законодательством Таможенного союза, до настоящего времени не внесены. Поэтому, несмотря на изменившиеся условия, при перевозке товаров по территории Таможенного союза ОАО «РЖД» руководствуется действующим налоговым законодательством. Но ведь единое таможенное пространство и постепенный перенос таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза не предусматривают помещения товаров под таможенные процедуры и, как следствие, проставления таможенными органами отметок на перевозочных документах, что делает применение ставки 0% по перевозкам между странами – участницами Таможенного союза весьма проблематичным. Особую обеспокоенность вызывает ситуация с перевозками товаров по территории России, которые ранее осуществлялись в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита, а теперь с точки зрения Таможенного союза являются экспортными (например, из Казахстана в Украину), импортными (из Украины в Казахстан) или внутренними (из Казахстана в Беларусь и обратно).

– К каким последствиям могут привести эти нестыковки?

– Здесь возникают проблемы при определении подлежащей применению ставки НДС. Так, по импортным железнодорожным перевозкам Налоговым кодексом РФ в принципе не предусмотрена ставка 0%. Они облагаются НДС по ставке 18%. Внутренние перевозки осуществляются без помещения товаров под таможенные процедуры и без проставления соответствующих отметок таможенных органов. И даже по экспортным перевозкам на перевозочных документах проставляются только отметки казахстанских или белорусских таможенных органов, а отметки российской таможни отсутствуют. В результате при формальном подходе, которого, вполне вероятно, будут придерживаться налоговые органы, такие перевозки следовало бы облагать НДС по ставке 18%. Однако применение данной ставки в отношении транзитных перевозок через территорию России экономически нецелесообразно, поскольку приведет к их удорожанию, что может повлечь за собой сокращение транзитных грузопотоков и потерю доходов.

Таким образом, в сложившейся ситуации ОАО «РЖД» может понести потери как при применении ставки 0% вследствие налоговых претензий, так и ставки 18% – из-за сокращения доходов от транзитных перевозок. Противоречия в законодательстве усугубляются отсутствием каких-либо разъяснений со стороны компетентных государственных органов, отвечающих за налоговые и таможенные правоотношения. В связи с этим налогоплательщики при применении налоговых норм фактически вынуждены действовать на свой страх и риск.

– Логично предположить, что ОАО «РЖД» попыталось как-то скорректировать текущую ситуацию...

– Компания очень заинтересована в сохранения ставки 0% по транзитным перевозкам, что нашло отражение в подходах к их налогообложению. Одновременно мы обратились в Минэкономразвития России с просьбой о выработке экономически обоснованного подхода к налогообложению перевозок по территории Таможенного союза и о скорейшем внесении необходимых изменений в налоговое законодательство. Так, принимая во внимание, что российские таможенные органы продолжают проставлять отметки на перевозочных документах, ОАО «РЖД» направило разъяснение о возможности применения ставки НДС 0% в отношении перевозок грузов транзитом через территорию России из одной страны Таможенного союза в другую, а также из третьих стран (не входящих в ТС) на территорию Казахстана или Беларуси. Кроме того, было разъяснено, что для подтверждения права на применение ставки НДС 0% при экспорте за пределы Таможенного союза и транзите через территорию Таможенного союза из третьих стран в третьи страны могут применяться отметки на перевозочных документах белорусских и казахстанских таможенных органов. Таким образом, ОАО «РЖД» смогло сохранить в большинстве случаев применение нулевых ставок, однако только изменения в законодательстве смогут исключить налоговые риски как перевозчиков, так и их клиентов и поставить, наконец, точку в данном вопросе. Очень надеюсь, что сложившаяся ситуация с налогообложением перевозок в рамках Таможенного союза в ближайшее время будет законодательно урегулирована.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru02.09.10Учимся работать в условиях Таможенного союза