07-08-19 / 2019
Новости отрасли
Торги по продаже 50% Трансконтейнера назначены на 27 ноября, сбор заявок будет идти до 15 ноября

Аукцион по продаже 50% + 2 акции ПАО "Трансконтейнер", контролируемых ОАО "Российские железные дороги", назначен на 27 ноября: соответствующее извещение опубликовано в среду в газете "Коммерсантъ".

Продавцом выступит непосредственный владелец пакета - АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК, "дочка" РЖД), организатором торгов - "ВТБ Капитал".

Стартовая (минимальная) цена доли определена в размере 36,159 млрд руб. При этом отмечается, что сумма подлежит уплате с учетом всех корректировок, установленных в договоре (в нем же будут зафиксированы соответствующие обязательства по уплате сумм таких корректировок). Шаг аукциона не указан. Победителем признается претендент, предложивший за пакет акций наибольшую сумму.

Претенденты на актив должны соответствовать "совокупности требований". Ими не могут быть структуры, более 25% в капитале которых прямо или косвенно принадлежат иностранцам. Кроме того, потенциальные покупатели или контролирующие их организации (с долей более 50%) не должны находиться в процессе ликвидации или банкротства, а сами претенденты - в процессе реорганизации.

Также выставляется требование полной правоспособности и (если применимо и без учета ограничений по юрисдикции) дееспособности для заключения сделок и оформления документов, связанных с тендером. Помимо этого, претенденты или его владельцы должны иметь в собственности или управлении не менее 5 тыс. грузовых вагонов или контейнерный терминал, переваливший в 2018 г. более 50 тыс. TEU, либо быть собственником более чем 20% акций "Трансконтейнера".

Доля РФ, регионов или муниципалитетов в потенциальных покупателях и их бенефициарах ограничивается 30%. Основными видами их деятельности (выручка от которой превышает 50% от общего объема доходов) не должны являться "владение морскими судами для перевозки контейнеров" или "морская перевозка". Кроме того, претендент должен не иметь убытка по РСБУ или МСФО за 2018 г. Соответствие всем этим требованиям подтверждается в заявке.

В рамках процедуры продажи будут применяться все международные договоры и другие нормативные акты, имеющие силу в любой юрисдикции, "в каждом случае применяющиеся к соответствующему вопросу или лицу".

Претендент на контрольную долю в "Трансконтейнере" должен внести на счет ОТЛК задаток, который составляет 10% от стартовой стоимости - 3,6159 млрд руб. Сделать это необходимо не позднее окончания приема заявок (задаток считается внесенным с момента зачисления суммы на счет). Заявки от претендентов будут приниматься организатором с 8 августа по 15 ноября. Аукционная комиссия рассмотрит их и примет решение о допуске к торгам 25 ноября.

Вторым победителем признается участник аукциона, позднее предложивший ту же сумму, что и выигравший торги, или сделавший ценовую оферту за шаг до окончания торгов (при условии, что цена не превышает предельной стоимости цены акций, предусмотренной в корпоративных согласиях, представленных в составе заявки или доверенностях). Второй победитель подписывает в день проведения торгов протокол об итогах аукциона и вправе заключить с ОТЛК договор купли-продажи пакета.

Изменения в опубликованное извещение могут быть внесены не позднее последнего рабочего дня перед датой окончания приема заявок. В этот же период могут быть перенесены на более поздний срок дата принятия решения о допуске претендентов к торгам, их дата и место, а также даты оформления протокола об итогах аукциона, объявления победителей и заключения договора купли-продажи акций. Соответствующие извещения также должны быть опубликованы в "Коммерсанте".

"Организатор аукциона и ОТЛК не несут ответственность за какие-либо убытки, риски и потери со стороны претендента, если (тот - ИФ) не ознакомился с извещением или изменениями (в него - ИФ)", - также отмечается в документе. Кроме того, предусмотрен отказ от проведения аукциона "в любое время без выплаты компенсаций или возмещения убытков претендентам или каким-либо третьим лицам".

"Трансконтейнер" владеет и управляет примерно 70 тыс. крупнотоннажных контейнеров, более 26,5 тыс. вагонов-платформ для их перевозки, имеет сеть терминалов в РФ (на 38 станциях) и в Словакии, также ему принадлежат 50% акций АО "Кедентранссервис" (с 19 ж/д терминалами в Казахстане) и доли в "дочках" и совместных предприятиях в различных странах. 50% + 1 акция - у "Объединенной транспортно-логистической компании", 24,84% - у ВТБ (MOEX: VTBR) (имеет форвардный контракт со сторонним инвестором), 24,74% - у "Енисей Капитала".

Правительство РФ несколько лет обсуждало продажу 50% + 2 акции оператора. Предыдущий глава РЖД Владимир Якунин настоял на передаче доли в "Объединенную транспортно-логистическую компанию" России, Белоруссии и Казахстана, создававшуюся для транзита контейнерных грузов между Европой и Китаем. Однако с приходом Олега Белозерова концепция совместного предприятия поменялась: его было решено развивать по принципу asset light (без активов).

После смены руководства монополии кабинет министров согласился на приватизацию пакета акций оператора. Хотя пока формально он и остается у ОТЛК, есть принципиальное решение о его продаже. В 2017 г. вопрос вышел на уровень тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова, после дискуссий стало понятно, что сделке быть.

Вице-премьер РФ Максим Акимов говорил "Интерфаксу", что "разумный срок" продажи контрольного пакета "Трансконтейнера" - это "конец июня - аукцион, конец июля - закрытие сделки". "Если что-то пойдет не так или будут задержки - ну, это плюс месяц еще к этим срокам", - отмечал он при этом. В свою очередь замглавы РЖД Андрей Старков говорил, что, по его оценкам, с учетом технических процедур аукцион состоится в июле-августе.

Помимо владельцев "Енисея", интерес к активу в разное время обозначали группа UCL Владимира Лисина с Mediterranean Shipping Company, Global Ports и группа "Дело" Сергея Шишкарева (в 2017 г. купила 30,75% акций портового холдинга у его основателей), CMA CGM с компанией "Логопер", а также Российский фонд прямых инвестиций с DP World и бывший крупнейший миноритарий оператора - FESCO (головная компания - ПАО "Дальневосточное морское пароходство"), контролируемый группой "Сумма" Зиявудина Магомедова и ее партнерами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.08.2019