17-03-16 / 2016
Новости отрасли
ТОР запуталась в собственниках причалах

Камчатский порт и власти пытаются разобраться, кто спроектирует модернизацию

Одна из площадок территории опережающего развития (ТОР) "Камчатка" испытывает проблемы. Руководство местного порта, в модернизацию которого должны вложить 3 млрд руб. власти и 2,3 млрд руб. инвестор, заявило, что курирующее федеральные средства ФГУП "Росморпорт" предложило частной компании взять на себя проектирование модернизации объектов всех форм собственности или отдать свои причалы государству. В "Росморпорте" говорят, что такие решения упростят получение положительного заключения госэкспертизы и финансирование из бюджета, причем часть затрат ФГУП готов взять на себя. Эксперты полагают, что проектирование обойдется в сотни миллионов рублей, и эти средства у потенциального инвестора есть.

В понедельник гендиректор ОАО "Петропавловск-Камчатский МТП" Иван Капралов выступил с критикой держателя федеральной собственности в российских портах - ФГУП "Росморпорт", заявив, что позиция предприятия в вопросе реконструкции порта "неприемлема". Порт, напомнил господин Капралов, в сентябре 2014 года договорился с "Росморпортом" совместно реконструировать причалы на мысе Сигнальный (там расположены как частные, так и государственные объекты). Однако "Росморпорт" с осени прошлого года не может согласовать предпроектные предложения порта по его объектам, заявил Иван Капралов. ФГУП сначала предложило ОАО профинансировать проектирование на все объекты, в том числе федеральные, а в феврале этого года "было предложено безвозмездно передать причалы ПКМТП в федеральную собственность, с тем, чтобы мы в дальнейшем взяли свои же объекты в аренду", рассказал гендиректор порта, добавив, что арендные ставки при этом раскрыты не были.

По словам топ-менеджера, все это мешает завершить работу над бизнес-планом для получения статуса резидента территории опережающего развития (ТОР) "Камчатка". Резидентом предполагает стать ООО "Морской транспортный терминал - Камчатка" ("МТТ-Камчатка"), по словам Ивана Капралова, "готовое приступить к реализации проекта ТОР немедленно". "Мы полагаем, что инвестору предложены заведомо невыгодные условия. И уверены, что заказчиком проекта по объектам федеральной собственности должен выступить "Росморпорт", так как реконструкция принадлежащих государству причалов имеет первостепенное значение в соотношении с нашими объектами",- заявил господин Капралов.

На мысе Сигнальный, по данным порта, расположены причалы №1-3 (длиной около 400 м), находящиеся в федеральной собственности - там обрабатываются навалочные грузы, лес и металлолом,- а также более мелководные причалы 3а-3г (длиной около 200 м), используемые для стоянки судов. Последние принадлежат самому ОАО ПКМТП. Соглашение 2014 года зафиксировало выделение 3,2 млрд руб. на удлинение причалов №1-2 и строительство нового морвокзала. Средства на морвокзал в размере 532 млн руб. уже осваиваются, его модернизация должна завершиться в этом году. Но по причалам не начато даже проектирование.

В правительстве Камчатки "Ъ" пояснили, что при составлении заявки на ТОР "Камчатка" предполагалось, что 2,3 млрд руб. на удлинение 85-метрового причала №3 до 300 м и строительство здания пункта пропуска потратит ПКМТП. Позже стало известно, что в проект войдет ООО "МТТ-Камчатка", зарегистрированное 26 января 2016 года с уставным капиталом 207,93 млн руб. 75% компании владеет Александр Иванчей - экс-гендиректор ОАО ПКМТП, остающийся его основным владельцем (52,73%, по данным Kartoteka.ru), возглавляет ООО Иван Капралов. Федеральные средства в размере 2,9 млрд руб. должны обеспечить увеличение длины причалов №1-2 до 700 м, а глубин у них - до 13 м вместо нынешних 9,2 м, что позволит принимать суда дедвейтом 70 тыс. т. Сейчас через причалы №1-2 идет завоз угля, клинкера, стройматериалов, но на причале №1 "возможна организация площадки для размещения топливно-наливного терминала", а на причалах №2-3 - "площадки для размещения сыпучих грузов", говорится в годовой отчетности порта.

Гендиректор ФГУП "Росморпорт" Андрей Тарасенко заявил "Ъ", что слова господина Капралова "не соответствуют действительности и искажают факты". Например, "Росморпорт", заверяет он, еще 9 марта назвал "МТТ-Камчатка" примерные арендные ставки по реконструированным причалам №1-3, а проектирование по объектам федеральной собственности ФГУП готов профинансировать за счет собственных средств, "оформив указанные обязательства соглашением о взаимодействии".

Решение о разработке комплексной проектной документации по проекту принято властями и ПКМТП совместно, заверяет глава "Росморпорта", и в феврале необходимые материалы для подготовки единого задания были переданы "МТТ-Камчатка". ФАУ "Главгосэкспертиза" "не принимает к рассмотрению проектные документации на отдельные объекты, разработанные в рамках одного инвестиционного проекта раздельно", а единым заказчиком проекта, "как правило, выступает будущий оператор терминала". Поэтому им целесообразно определить ООО "МТТ-Камчатка", объясняет господин Тарасенко.

Передать частные причалы в федеральную собственность "Росморпорт" предложил, чтобы иметь возможность финансировать модернизацию всех объектов проекта за счет средств бюджета. "В качестве альтернативного механизма финансирования создания указанных причалов на совещании у зампреда правительства Камчатского края Юрия Зубаря 1 марта рекомендовано рассмотреть возможность применения концессионного соглашения при объединении объектов частной и федеральной собственности, предусмотренных проектом. Однако до настоящего времени предложений от ПКМТП и "МТТ-Камчатка" не поступало",- сообщил "Ъ" Андрей Тарасенко.

В Минвостокразвития "Ъ" комментировать ситуацию отказались. Но один из знакомых с проектом чиновников предположил, что у "МТТ-Камчатка" "есть проблемы с поиском финансирования", тогда как средства федерального бюджета на реконструкцию причалов №1-2 "уже зарезервированы: 1,3 млрд руб. дает ФЦП развития транспорта, остальные средства - перераспределение по ФЦП развития Дальнего Востока и Байкальского региона". По данным источника "Ъ", 4 февраля заявка от "МТТ-Камчатка" на получение статуса резидента ТОР поступила в управляющую компанию - "Корпорацию развития Дальнего Востока", но из-за отсутствия бизнес-плана заявка была отправлена на доработку.

Возможные затраты на проектирование всего комплекса работ по причалам в "Росморпорте" "Ъ" назвать отказались, но речь "точно идет о сотнях миллионов рублей", считает собеседник "Ъ" в отрасли: ОАО ПКМТП только на предпроектные расчеты по причалам потратило 3,3 млн руб. Однако уставного капитала "МТТ-Камчатка" "хватило бы на проектирование с учетом компенсации "Росморпортом" расходов на объекты федеральной собственности", тем более что компания входит в группу транспортных предприятий, полагает он. "Вероятно, порт и инвестор просто не хотят лишаться собственности на причалы",- добавляет он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ17.03.2016