13-10-16 / 2016
Новости отрасли
Топливо вернули в коридор

Заметно выросшие мировые цены на энергетический уголь позволили правлению ОАО "РЖД" отменить льготную экспортную надбавку в 1,3. Это автоматически повлекло применение к этому грузу верхней планки тарифного коридора в 13,4, которая была установлена в 2015 году для экспортной продукции.

Условия перевозки угля уравняли со всеми экспортно-ориентированными грузами. Как пояснила "Гудку" руководитель управления по тарифам ЦФТО ОАО "РЖД" Ирина Ажикина, в прошлом году льготный низкий коэффициент для угля был установлен потому, что отрасль оказалась неконкурентоспособной на мировых рынках из-за падения цен на этот вид топлива. Тогда они составляли порядка $40 за тонну, в то время как сейчас поднялись до $70, а по отдельным позициями уже даже до $80. Это неплохая цена, которая приближается к уровню благополучного 2010 года.

"У РЖД появилось право отменить ранее принятое решение при изменении технико-экономических показателей, – говорит Ирина Ажикина. – В любом случае этот коэффициент прекращал бы свое действие 29 января 2017 года. В конце сентября проводилось совещание с руководством всех угольных компаний, и они знали о том, что у РЖД есть намерение отменить эту льготу".

В целом верхняя планка тарифного коридора в 13,4% увеличит стоимость перевозки тонны угля на $1–1,5. Это позволит ОАО "РЖД" получить дополнительные доходы и снизить убыточность транспортировки угля. Сейчас цена перевозки составляет 750–800 руб. за тонну. Представители угольных компаний не считают, что это повышение серьезно отразится на их бизнесе, однако полагают, что к нему добавится рост цен на вагоны и услуги по перевалке в портах. Как сообщил представитель одной из крупных угольных компаний, они ждут до конца 2017 года увеличения стоимости на 500 руб. за тонну в целом.

Как замечает доцент МИИТа Фарид Хусаинов, уголь является очень значимым грузом на железной дороге, его доля в перевозках с 1999 года постоянно растет. В 2015 году она составила уже 26,6%, увеличившись за 16 лет в полтора раза. При этом 47% угля идет на экспорт. Однако РЖД получают от перевозки 1 тонны угля в 1,7 раза меньше средств, чем от перевозки тонны груза по сети в среднем. Если средневзвешенная доходная ставка в прошлом году составляла 3,96 руб. за 10 тонн на километр, то у угля – 1,63 руб.

"В результате при перевозках угля на расстояние свыше 4 тыс. км этот груз становится для перевозчика неприбыльным, а в разные годы на такое расстояние перевозилось от четверти до трети всего объема, – говорит Фарид Хусаинов. – При росте погрузки уголь вытесняет из перевозок высокодоходные грузы".

Сейчас в рамках работы над новым Прейскурантом 10-01 вопрос о перевозках низкодоходных грузов железнодорожным транспортом является основным, и по нему еще предстоит принять решение.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.10.2016