Погрузка нефти и нефтепродуктов на РЖД в марте 2025 года снизилась до 17,1 млн т, что на 8% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Основной спад сформировался за счет внутренних перевозок нефтегрузов и экспорта мазута. По данным информационно-справочного портала "Железнодорожные перевозки", экспорт мазута снизился на 9%. В марте ушли в минус и внутренние перевозки данной номенклатуры (-13%).
В марте также снизился экспорт нефти (-30%) и прочих темных нефтепродуктов (-40%).
Что в позитиве?
Позитив для РЖД в марте текущего года удалось достигнуть только за счет экспорта светлых нефтепродуктов. Бензина ушло за рубеж в 1,8 раза больше, чем за март 2024 года, керосина – в 1,9 раза больше, масел и смазок – в 1,4 раза больше.
Отметим, что постановлением правительства РФ № 229 от 26.02.2025 г. введен временный запрет на вывоз товарного бензина из России с 1 марта по 31 августа текущего года включительно. Однако ограничение не распространяется на поставки, осуществляемые непосредственными производителями нефтепродуктов. Кроме того ограничения не охватывают перевозки в дружественные страны.
Внутри РФ топливо ушло на автотранспорт
По внутренним перевозкам светлых нефтепродуктов на РЖД в марте отмечен спад от 2% до 12%.
Опросы респондентов свидетельствовали о проблемах с отправками топлива. Причина – в ограничениях на перемещения порожних цистерн.
Это создало неудобства отправителям. В связи с этим поставки топлива в ряде случаев переключались на автотранспорт.
Исключение составили только внутренние перевозки керосина. Они связаны с цепочками поставок для российских аэропортов. Соответственно находятся под особым контролем. Кроме того, в данном сегменте ощущается зависимость клиентов от железнодорожной составляющей.
В минусе также оказались внутренние отправки темных нефтепродуктов – от 5% до 14%. В этой группе номенклатур исключений не было. Необычным стало ухудшение динамики перевозок битума и гудрона. Эксперты ожидали по весне, наоборот, улучшений – в связи с активизацией ремонта и строительства автодорог.
Прогнозы тревожные
В апреле текущего года сложно ждать позитивной динамики в перевозках нефтегрузов.
"Март стал своего рода максимумом в отправках топлива. А с апреля НПЗ уходят в массовом порядке на плановые ремонты. И если в марте был зафиксирован спад на РЖД, то это не значит, что на АЗС не поддерживались достаточные запасы топлива", – отметил представитель нефтетрейдера.
Вместе с тем, эксперт топливного рынка Анастасия Бунина прогнозирует подорожание топлива на АЗС: "До этого цены в оптовых закупках на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже держались довольно долго, если не учитывать незначительных колебаний. В марте ситуация изменилась".
Заметное выборочное подорожание в рознице, впрочем, было отмечено в конце марта. Если ситуация не стабилизируется эксперты указывают на риск введения дополнительных ограничений на экспорт топлива.
На таком фоне риски ухода в минус погрузки нефти и продуктов ее переработки на РЖД остаются высокими. Прогноз – без особых улучшений в динамике по сравнению с мартом текущего года.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
07.04.2025 |