19-01-19 / 2019
Новости отрасли
Току дали зеленый

Латвия готовит переход на электровозы.

Проект электрификации железнодорожной сети в Латвии получил положительное заключение от партнерства JASPERS IQR, которое составляет и проверяет проектную документацию для подачи в Европейскую комиссию.

По словам руководителя проектов корпоративных коммуникаций государственного железнодорожного концерна Латвии Latvijas dzelzcels (LDz) Эллы Петермане, независимые эксперты по технической помощи Европейской комиссии – JASPERS Independent Quality Review (JASPERS IQR, партнерство, созданное Европейской комиссией, Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) – представили положительное заключение о проекте "Электрификация латвийской железнодорожной сети".

Задачами JASPERS IQR являлись обзор технико-экономического обоснования, включая финансовую модель проекта, обзор прогноза трафика, экономический и финансовый анализ, структура и объем проекта, изучение инженерных аспектов проекта, включая структуру капитальных затрат, а также анализ экологических, в том числе климатических, изменений при реализации проекта.

JASPERS IQR провело оценку первого этапа проекта электрификации участков коридора Восток – Запад LDz – Резекне – Крустпилс, через который проходит российский транзит, Даугавпилс – Крустпилс (белорусский транзит), Крустпилс – Айзкраукле и Айзкраукле – Рижский Скиротавский сортировочный завод (повторная электрификация).

Первый этап проекта должен обеспечить полностью электрифицированный транзитный коридор к одному из крупнейших портов страны – Рижскому, где переваливается наибольший объем грузов.

По мнению экспертов, проект электрификации латвийской железнодорожной сети отвечает целям Европейского союза и национального уровня, в том числе по обеспечению конкурентоспособной и дружественной среды железнодорожной сети TEN-T (Трансъевропейская транспортная сеть), способствуя ее безопасности, качеству и мощности. Согласно основным государственным установкам по развитию транспорта и Национальному плану развития это один из приоритетных проектов развития транспортной отрасли.

Предполагаемое влияние на ВВП Латвии составит 120 млн евро.

Реализация проекта в Латгальском регионе создаст дополнительные рабочие места и поможет развитию местного бизнеса. Планируется, что около 38% инвестиций будут создаваться на месте за счет местной рабочей силы, материалов и технологий.

Председатель комитета национального развития Резекненского уездного совета Стасислав Скистерс заявил, что реализация проекта электрификации железных дорог окажет положительное влияние не только на Резекне и Даугавпилс, но и на Латгальский регион в целом. "Например, в ходе проекта будут созданы новые рабочие места. Кроме того, я также вижу потенциал для развития предпринимателей, например, предлагая инновационные продукты не только для электрификации железных дорог, но и для Rail Baltica. Конечно, мы не можем забывать об экологических преимуществах замены тепловозов электровозами", – пояснил он.

Президент LDz Эдвин Берзиньш заявил: "Данные исследований показывают, что почти пятая часть экономики Латвии зависит от успешной работы транспортного сектора. Однако в Латгальском регионе он играет более важную роль – влияет на занятость людей и экономическую активность. В ближайшие годы в Латгалии будет реализовано несколько крупных проектов в области железнодорожной инфраструктуры, в том числе электрификация железной дороги, что повлияет на развитие региона".

Повышение конкурентоспособности отрасли после реализации первого этапа проекта повлияет на 20% народного хозяйства Латвии.

Экономия затрат на энергию и рабочую силу составит 354 млн евро, экономия затрат на эксплуатацию подвижного состава –147 млн евро.

Снижение влияния CO2 в железнодорожных перевозках предполагается на 20%.

Протяженность электрифицированных линий увеличится до 30%.

Еще одним положительным аспектом станет уменьшение энергетической зависимости Латвии от импорта горючего.

Экономия времени пассажиров в денежном выражении – 5,8 млн евро.

А эффект от сокращения числа несчастных случаев составит 7,1 млн евро.

Осенью прошлого года были завершены закупки первого этапа проектирования и строительства. Четыре заявки были получены в первом отборочном раунде. Претендентами стали консорциумы Inabelec, Siemens-TSO-BMGS, Cobra-Archer и LREC, которые подали заявку на первый раунд закупок LDz "Электрификация сети железных дорог Латвии: строительство".

Ввиду сложности реализуемого проекта оценка тендеров продолжается. Общая стоимость первого этапа электрификации железных дорог оценивается в 441 млн евро. Он будет реализован при финансовой поддержке Фонда сплочения ЕС в размере 347 млн евро. Оставшиеся денежные средства предоставит LDz.

Определенные проектом цели реальны, они хорошо отражены в предварительном исследовании и заявке и согласуются с нормативами Европейского союза, а также отвечают требованиям национального законодательства и стратегиям развития. Эксперты JASPERS считают, что проект отвечает интересам Латвии.

Проектную документацию, которую одобрили эксперты JASPERS IQR, представят в ЕК для окончательного утверждения. После принятия положительного решения ЕК и Центральным агентством по финансам и договорам (CFCA) будет подписан договор на реализацию электрификации сети.

JASPERS – это партнерство по технической помощи между ЕС, Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), которая предоставляется государствам-членам в Центральной и Восточной Европе (ЕС) для улучшения качества документации по крупным проектам перед подачей в Европейскую комиссию для поддержки и финансирования, структурные фонды ЕС и Фонд сплочения ЕС (Фонд кохезии, KF). Цель JASPERS – способствовать более быстрому утверждению проектов Европейской комиссией и успешной реализации политики сплоченности. Эта услуга бесплатна для государств-членов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.01.2019