13-05-15 / 2015
Новости отрасли
Точка зрения

Валерий Титов, генеральный директор ООО "ВИПГазТех":

Почти 80% сжиженных углеводородных газов (СУГ) доставляется клиентам по железной дороге, и объем таких перевозок постоянно растет. Но одновременно возрастают и риски возникновения аварийных ситуаций с этим опасным видом груза.

Проблема в том, что пожарные поезда, территориальные подразделения МЧС и аварийно-спасательные организации оснащены современной пожарной техникой и насосными агрегатами, способными перекачивать только нефть и нефтепродукты. Но ни одной мобильной установки для перекачки сжиженных газов в их арсенале нет, что противоречит требованиям федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Решить проблему смогли специалисты нашей компании, разработавшие технологию слива-налива и дегазации цистерн с помощью унифицированных технологических газовых модулей в блочно-контейнерном исполнении.

Например, такая стационарная установка для проведения сливо-наливных операций и дегазации подвижного состава успешно работает на станции Стенькино-2 Московской железной дороги. Кроме того, сотрудники нашей компании создали автономную мобильную установку для перекачки СУГ из аварийных цистерн. В ее состав входят газовый компрессор, размещенный во взрывобезопасном блок-контейнере кузова автомобиля типа "КАМАЗ" и передвижная дизельная электростанция мощностью 30 кВт. Все это делает ее полностью автономной в полевых условиях.

Запасы топлива обеспечивают преодоление маршрута длиной до 1,2 тыс. км и последующую непрерывную перекачку СУГ в течение 8 часов. В особых случаях можно сжигать остатки продукта в мобильной факельной установке.

Иван Вишнивецкий, региональный координатор по промышленной безопасности ЗАО "Независимая энергетическая компания" (НЭК):

За более чем двадцатилетний период НЭК накопила большой международный опыт по совершенствованию системы оповещения, предупреждения, локализации, смягчения и ликвидации аварийных ситуаций и их последствий при перевозке опасных грузов по железным дорогам колеи 1520.

Наблюдатели от нашей компании неоднократно принимали участие в ликвидации аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, связанных с транспортировкой опасных грузов: сырой нефти, пропана, бутана, пропан-бутана, комовой и гранулированной серы на железных дорогах России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Компания НЭК получила пять патентов и выпустила четыре книги по безопасности железнодорожных перевозок опасных грузов, провела две международные конференции на указанную тему.

Поэтому мы со знанием дела можем утверждать, что затронутая сегодня тема имеет очень важное значение для всех участников перевозочного процесса. В этой связи позволю себе высказать ряд предложений, которые, надеюсь, помогут преодолеть разночтения, разногласия и пробелы, которые сегодня мы наблюдаем в существующей нормативно-правовой базе.

Так, в железнодорожные накладные вагонов-цистерн, перевозящих опасные грузы, обязательно нужно внести данные грузовладельца/грузоотправителя для экстренной связи с ними: телефон и электронный адрес (e-mail) аварийной службы.

В случае аварии начальнику станции необходимо использовать e-mail-сообщения и другие имеющиеся средства связи, например городские и мобильные телефоны для оперативного оповещения грузоотправителей об аварии с опасным грузом и для установления двусторонней связи между штабом по ликвидации аварии и грузоотправителем.

Требуется также предусмотреть в нормативной базе заключение договоров между ОАО "РЖД" и специализированными организациями, имеющими право на перекачку СУГ из аварийных вагонов-цистерн в резервные, а также на ремонт газовых вагонов-цистерн.

Кроме того, целесообразно проводить практические учения по ликвидации аварий и их последствий, которые регулярно организует ОАО "РЖД", с участием работников компаний-грузоотправителей либо их представителей. Это позволит лучше координировать взаимодействие грузовладельцев и компании-перевозчика в сфере обеспечения надежной и своевременной доставки опасной продукции по железным дорогам.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.05.2015