28-01-15 / 2015
Новости отрасли
"Точечных" решений по экспортным ж/д тарифам нет, с четверга они вырастут на 13,4% по всем грузам - "РЖД"

Никаких решений по отмене 13,4%-ной индексации экспортных тарифов по отдельным видам грузов пока нет, поэтому с 29 января она коснется всей отправляемой за рубеж продукции.

"Пока никаких решений, помимо вводящегося в четверг коэффициента 13,4, не планируется", - сообщил "Интерфаксу" представитель ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД), отвечая на вопрос, возможна ли отмена наценки по каким-либо грузам или введение полного моратория (его рекомендовал Совет потребителей услуг РЖД). При этом собеседник агентства отметил, что компания "в оперативном режиме будет отслеживать уровень транспортной составляющей в цене перевозимой продукции".

Как сообщалось ранее, 27 декабря правление РЖД приняло решение увеличить тарифы на экспорт грузов железнодорожным транспортом на 13,4%. Оно вступает в силу "установленным порядком", то есть 29 января. С учетом проведенной с 1 января 2015 г. 10%-ной индексации всех ж/д тарифов (в соответствии с решениями Федеральной службы по тарифам РФ), рост стоимости услуг РЖД на транспортировку грузов за рубеж превысит 24,7%.

В понедельник вопрос обсуждался на совещании у вице-премьера РФ Аркадия Дворковича. Его представитель Алия Самигуллина сообщала "Интерфаксу", что "РЖД уточнит свое решение о повышении экспортных тарифов на уголь". При этом источник агентства на рынке грузовых ж/д перевозок сообщал, что на совещании представители монополии выразили готовность снизить наценку на экспорт угля (один из собеседников газеты "Ведомости" сообщал, что угольные компании предлагали повысить экспортные ж/д тарифы только на 1,5%) и обсуждать тарифы по удобрениям.

Свое тарифное решение РЖД ранее обосновывали тем, что из-за роста курса доллара тарифная нагрузка на грузоотправителей, работающих на экспорт, значительно сократилась. По расчетам монополии, средний уровень транспортной составляющей экспортных перевозок в декабре 2014 г. по сравнению с периодом относительно стабильного курса доллара (январь-сентябрь 2014 г.) для энергетического угля изменился с 46,5% до 29,9%, для коксующегося - с 29,1% до 18,2%, для железной руды - с 16,8% до 11,8%. То есть, даже с учетом сложившихся затрат при стабильном курсе доллара для грузоотправителей экспортное направление оставалось более эффективным, что подтверждается устойчивой положительной динамикой перевозок, отмечала компания.

Основанием для введения наценки в рамках "тарифного коридора" РЖД называет "ограничение пропускной способности на отдельных участках", отметил в среду собеседник агентства (ранее Совет потребителей в своем заключении на решение монополии указывал на отсутствие аргументации в протоколе правления). В 2014 г. рост экспортных перевозок оценивается РЖД в 4,4%, при этом общий объем экспорта по сравнению с 1998 г. увеличился в 2,5 раза, с 2007 г. - на 25%. "В результате по основным экспортным направлениям отмечается наличие серьезных проблем в развитии инфраструктуры", - сказал представитель монополии.

Анализ транспортной составляющей для основных грузов в 2015 г. с учетом 10%-ной индексации, проведенный РЖД, показал, что при увеличении экспортных тарифов на 13,4% ее уровень "в основном не превысит уровня, сложившегося в течение 2014 г., - в период относительно стабильного курса доллара". При этом монополия уверена, что сохранится и конкурентоспособность железнодорожных перевозок.

Совет потребителей, однако, отмечал, что "внешнеэкономическая конъюнктура по различным товарам существенно различается". "Если по ряду позиций российского экспорта цены на мировых рынках остаются относительно стабильными или снизились в пределах обычных рыночных колебаний, то по другим (нефти, черным металлам, меди, углю и прочим грузам) они упали до исторического минимума, что ставит под угрозу само функционирование соответствующих отраслей", - отмечали эксперты.

В частности, мировые индексы на нефть в январе 2015 г. в годовом выражении снизились на 55%, и на 40% - за последние два месяца. Цена на медь упала, соответственно, на 24% и 16%, на энергетический уголь - на 46% и 26%. "Производители удобрений согласовали на 2015 г. с министерством сельского хозяйства РФ предоставление скидки в 15% для внутреннего рынка. Цены на алюминий показали незначительный рост в III квартале 2014 г. после падения на протяжении последних пяти лет, рынок London Metal Exchange в январе отыграл повышение и вернулся к параметрам 2006 г.", - говорится в сообщении. Кроме того, по мнению Совета, в представленных расчетах РЖД не был учтен ряд моментов, в том числе - ограничения на импорт в отношении российских товаров (введение 6%-ных пошлин на импорт в КНР энергетического угля и 3%-ных - на коксующийся, а также химических удобрений, металлов и другой продукции).

С 2013 г. РЖД имеют право самостоятельно варьировать тарифы в рамках "тарифного коридора" (от "минус 12,8" до "+13,4%" к действующему уровню, определяемому Федеральной службой по тарифам РФ), имея возможность гибкого регулирования стоимости своих услуг на грузовые перевозки "в зависимости от экономической целесообразности и ситуации с загрузкой инфраструктуры".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.01.2015