05-09-16 / 2016
Новости отрасли
Тирания расстояний

Высокая стоимость транспортировки товаров на большие расстояния серьезно ограничивает возможность развития дальневосточных субъектов. Как полагают эксперты, которые на Восточном экономическом форуме ВЭФ во Владивостоке участвовали в нескольких панельных дискуссиях по транспорту, чтобы решить проблему, регион должен стать общероссийским полигоном для внедрения и использования новых технических, организационных, экономических подходов к инвестированию в транспортно-инфраструктурный сектор.

Новая транспортная инфраструктура на Дальнем Востоке должна снизить стоимость продукции региона. Термин "тирания расстояний" в международной практике используется для обозначения трудностей тех государств, которые имеют большую территорию или сильно удалены от традиционных рынков сбыта. Естественно, это накладывает определенные ограничения, которые приходится преодолевать. Российские транспортные компании уже давно поняли, что без новых подходов и технологий на Дальнем Востоке не выжить, и принялись серьезно изменять собственный бизнес, опираясь на принципы клиентоориентированности.

Так, ОАО "РЖД" для малых и средних предприятий предложена услуга формирования ускоренных поездов, которые идут с Дальнего Востока в Москву за 7 суток. Аналогичные сервисы доступны и для компаний рыбной промышленности, в результате чего за семь месяцев 2016 года удалось увеличить перевозки рыбной продукции на 4%.

"Монополия должна снижать свои издержки для того, чтобы получить возможность предоставления удобных тарифов, – отметил президент ОАО "РЖД" Олег Белозеров. – Мы должны предлагать не те продукты, которые нам удобны, а те, которые удобны клиенту. При этом интересы всех участников транспортного рынка – государства, ОАО "РЖД" и клиентов – должны быть сбалансированы. Если приоритеты будут сдвинуты в какую-либо сторону, проект работать не будет".

ОАО "РЖД" и АО "Восточный Порт" в рамках Восточного экономического форума заключили соглашение о сотрудничестве в области совершенствования технологии перевозок угля. В том числе будет использоваться технология формирования поездов из инновационных вагонов повышенной грузоподъемности для организации тяжеловесного движения.

Глава ФГУП "Почта России" Дмитрий Страшнов рассказал, что для ускорения и увеличения перевозок почты из Китая сейчас используется технология синхронизации обработки посылок с Федеральной таможенной службой, а также предварительное электронное декларирование, что резко повышает эффективность работы. В результате на железной дороге получается конкурентоспособный продукт, который дешевле авиационных отправок и быстрее традиционных грузовых.

Поэтому доля отправлений по российской территории растет, и страна получает больше средств за счет транзита, поскольку деньги за почтовые отправления распределяются пропорционально размеру территории. Раньше международные почтовые отправления обходили Россию далеко стороной, но если их все-таки привлечь на наши маршруты, то из "тирании расстояний" можно извлекать даже определенную пользу.

Пока, впрочем, применение новых технологий сдерживается нехваткой инфраструктуры. Но и привлекать инвестиции для строительства РЖД планируют с помощью новых подходов. Олег Белозеров заявил, что рассматривается весь спектр существующих в мире методов привлечения, в том числе и SPV (специальная компания для строительства), в которой у РЖД не будет контрольного пакета. Это может снизить финансовую нагрузку на бюджет и позволит строить фактически частные железные дороги.

Справка "Гудка"

По данным Института экономики и развития транспорта, в перспективе до 2025 года прогнозируется значительный рост перевозок грузов в направлении портов Приморского края. Грузопоток увеличится в направлении Находкинского узла с 58,4 млн тонн в 2015 году до 87,4 млн тонн в 2025 году, в направлении Владивостокского узла в этот же период вырастет с 11 млн тонн до 15,4 млн тонн в год.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.09.2016