08-04-25 / 2025
Новости отрасли
Тихоокеанская железная дорога пока не вышла на полную мощность

Последние метры Тихоокеанской железной дороги проложены, однако работа на полную мощность пока не началась. РЖД-Партнер узнал мнения экспертов о предполагаемой причине, перспективах развития железной дороги и какой вклад она может внести в экономику России.

Тихоокеанская железная дорога, построенная на частные средства, берет свое начало от Эльгинского месторождения в Якутии до порта Эльга в Хабаровском крае. Первоначальная и основная цель ее появления – соединить угольное месторождение с новым портом в районе мыса Манорский на побережье Охотского моря, что благоприятно скажется за экспортных перевозках якутского угля. Как рассказал независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов, на данный момент полномасштабного запуска железнодорожной магистрали не состоялось.

"Вероятно, что полноценный запуск Тихоокеанской железной дороги состоится после того, как будет выполнен контракт между компанией, реализующей проект угольного терминала, и китайской верфью, которая должна поставить три буксира современного ледового класса Аrc4 поставщику угля. Строительство Тихоокеанской железной дороги изначально было нацелено на повышение конкурентоспособности сибирско-дальневосточной транспортной системы. С помощью проекта планируется повысить привлекательность перевозок между Азией и Европой в контексте разворота России на Восток, а также осуществить частичную разгрузку Восточного полигона.", – отметил Алексей Тузов.

Построить железную дорогу удалось в рекордные сроки: подготовительные работы начались в 2021 году, к концу следующего года было уложено 80 километров, осенью в 2023 году завершенность проекта составляла 50%, а в августе 2024 года из запланированных 531 километра строители смогли уложить уже более 450 километров железной дороги.

"С точки зрения институциональной экономики, реализация проекта в рекордные сроки уже является значительным достижением, позволяющим говорить о высоком уровне управленческих компетенций и оперативности в реализации масштабных инфраструктурных проектов. В то же время, для выхода на заявленные показатели работы необходимо продолжать совершенствование организационных механизмов, нормирования грузовых потоков и интеграцию с другими транспортными коридорами", – отметил заместитель директора "ВНИИ Экология" - единого научного центра Минприроды России, статс-секретарь Национального комитета Десятилетия ООН восстановления экосистем Вадим Петров, – "Тихоокеанская железная дорога, благодаря использованию инновационных систем энергосбережения, снижению выбросов и грамотной интеграции с зелеными энергетическими решениями в ряде узловых точек, становится не только транспортной артерией, но и важным элементом устойчивого развития регионов. Это означает, что дальнейшее развитие линии будет способствовать формированию нового логистического коридора, где экологические приоритеты сочетаются с экономической эффективностью".

Возить грузы планируется в инновационных вагонах повышенной грузоподъемности. Их отличие заключается в наличии усиленных тележек с повышенной осевой нагрузкой, что поможет увеличить грузооборот: если обычный вагон способен перевезти около 70 тонн, то инновационные полувагоны – на 7 тонн больше. Как пишет издание, изначально в планах было запустить 1200 обычных полувагонов подвижного состава, но владелец решил закупить 7 тысяч инновационных.

Не забыли и про новые локомотивы.Для Тихоокеанской железной дороги и всего восточного транспортного полигона заказано 35 уникальных локомотивов 3ТЭ28. Трехсекционные тепловозы способны "взять на себя" 80 вагонов с углем. Не обделены в удобстве и локомотивные бригады: есть спальные места, душевая кабина, микроволновка, холодильник, биотуалет.

Напомним, что первый состав с углем в тестовом режиме проехал еще в ноябре 2024 года. Это был ТЭМ 14, состоящий из 20 полувагонов с углем и 2 пассажирских вагонов сопровождения. Он успешно преодолел 531 км (от станции Эльга до порта на мысе Манорский).

Говоря об экономической эффективности, эксперты предрекают Тихоокеанской железной дороге большое и светлое будущее.

"Строительство Тихоокеанской железной дороги, реализованное за рекордные четыре года в сложных природно-климатических условиях, с использованием только российского оборудования, открывает большие экономические перспективы для нашей страны. Например, модернизацию логистических процессов экспорта и импорта на Дальнем Востоке: новая дорога поможет уменьшить загруженность портов региона и железнодорожных путей, ведущих к ним. Кроме того, Тихоокеанская железная дорога позволит сократить протяженность маршрута доставки угля с Эльгинского месторождения, что обеспечит гарантированные поставки угля для глобальных рынков, так как строительство проекта учитывает растущий спрос в странах Азиатско-Тихоокеанского бассейна. В связи с чем пропускная способность магистрали к 2026 году будет увеличена до 30 млн тонн угля, к 2027 году - до 50 млн тонн", – подчеркнул Алексей Тузов.

"Экономический эффект от работы Тихоокеанской железной дороги может быть весьма значительным, поскольку он будет способствовать снижению логистических издержек, развитию региональной интеграции и привлечению инвестиций в инфраструктуру. Таким образом, вклад этого проекта в экономику России можно оценить как стратегически важный, поскольку он не только расширяет транспортные возможности, но и стимулирует развитие смежных отраслей промышленности, торговли и сельского хозяйства, а также создает новые рабочие места и открывает путь к инновационным технологическим решениям в сфере транспорта и энергетики. В целом, комплексное сочетание научного подхода, экономической эффективности и экологической ответственности позволяет говорить о том, что Тихоокеанская железная дорога становится одним из важных элементов долгосрочной стратегии развития страны. Реализуемые меры по оптимизации работы линии, а также прогнозируемое дальнейшее развитие инфраструктуры обеспечат необходимый импульс для повышения конкурентоспособности российского транспортного комплекса как на внутреннем, так и на международном рынках", – выразил свое мнение Вадим Петров.


Источник Дата Наименование материала

РЖД-Партнер

08.04.2025