18-12-14 / 2014
Новости отрасли
Тесное партнерство

В Хакасии в уходящем году выросли объемы погрузки на железнодорожном транспорте. С января по октябрь предприятия региона отправили со станций Красноярской магистрали более 14 млн тонн грузов – на 1 млн тонн больше, чем в 2013-м.

Доля Красноярской магистрали в общем грузообороте Хакасии составляет 99%.

Александр Егоров, министр транспорта Республики Хакасия

– Александр Леонидович, промышленность региона практически полностью завязана на работе железной дороги… – Действительно, в силу удаленности Хакасии от центральных районов страны доля железной дороги в общем грузообороте предприятий транспорта составляет в республике 99%.

К тому же основу добывающей промышленности республики составляет добыча угля, который занимает практически 70% в структуре грузооборота.

Хакасия находится на пятом месте в стране по объемам добычи угля (после Кемеровской области, Красноярского, Забайкальского краев и Республики Коми), здесь добывается 3,9% «черного золота». Основные грузоотправители – угледобывающие предприятия «СУЭК-Хакасия» и «Русский уголь». Понятно, что их работа предполагает большие объемы, обеспечить транспортировку которых может только железная дорога.

– Правительство Хакасии планирует к 2020 году занять второе место в стране после Кузбасса по добыче энергетического угля. Готова ли транспортная инфраструктура к увеличению объемов перевозок? Что делается в этом направлении?

– Мы понимаем: чтобы увеличить объемы вдвое – до 33 млн тонн энергетического угля в год (прогноз на 2014 год – 16,4 млн тонн), нужно развивать транспортную инфраструктуру, в первую очередь железнодорожную. Угледобывающая промышленность Хакасии в большей степени сконцентрирована на территории Абакано-Черногорской агломерации, создание и развитие которой сегодня является стратегической задачей региона.

Утверждена «дорожная карта» инвестиционного проекта «Развитие железнодорожной инфраструктуры в рамках Абакано-Черногорской агломерации». До 2017 года инвестиции в этот проект составят более 4 млрд руб. Программа реализуется на принципах государственно-частного партнерства и предполагает участие заинтересованных сторон: региона, промышленности и ОАО «РЖД». Решающая роль в проекте отведена крупным станциям – Абакан, Черногорские Копи, Ташеба.

– Что предусматривает эта инвестпрограмма?

– Если говорить о железнодорожной инфраструктуре общего пользования, то это в первую очередь реконструкция станции Абакан и перегона Хоных – Ханкуль.

В 2013 году на станции Абакан завершено строительство современного технологического парка «В», предназначенного для приема и переработки транзитных грузовых поездов восточного направления. Это значительно увеличило пропускные способности станции. Завершается строительство нового разъезда Кирба на участке Хоных – Ханкуль, где сегодня ощущается дефицит пропускных способностей. Проще говоря, это будет двухпутная вставка, которая увеличит пропускную способность однопутного участка. В 2015 году на этом перегоне начнется строительство вторых путей. Все это часть комплексной программы по расширению южного хода Красноярской дороги Междуреченск – Тайшет.

– Развитие только магистральной инфраструктуры не решит в полной мере перспективные задачи. Нужно развивать и подъездные пути предприятий. Как с этим обстоят дела?

– За последние годы угольные разрезы и владелец подъездных путей ЗАО «Промышленный транспорт» реализовали серьезные инвестиционные программы. В частности, ОАО «СУЭК» реконструировало горловину углепогрузочной станции Карасук, удлинив шесть приемо-отправочных путей до 71 условного вагона. ЗАО «Промышленный транспорт» закончило первый этап реконструкции станции Углесборочная, где формируются угольные маршруты: здесь построены пути длиной 71 и 90 условных вагонов. Красноярская дорога одновременно развивала станцию Черногорские Копи.

Все это позволит загружать до 500 вагонов угля в сутки, то есть обеспечить перспективную потребность крупнейшего угледобывающего предприятия республики в перевозках.

Кстати, в июне по решению Абаканского регионального координационного совета на станции Черногорские Копи был проведен эксперимент по обеспечению повышенных объемов погрузки угля: грузили 500 вагонов ежесуточно. Эксперимент получил в целом удовлетворительную оценку, с задачей все справились.

Что касается перспективных угольных разрезов Алтайского района, они будут ориентированы на железнодорожные перевозки через станцию Хоных.

– Сегодня регионы сами формируют заказ на пригородные перевозки. Как строятся отношения с дорогой?

– Чтобы пригородные поезда были доступны населению, мы установили социально ориентированные тарифы на проезд. Они покрывают реальные расходы перевозчика примерно на 25%, и недополученный доход компенсируется ОАО «Краспригород» из республиканского бюджета. В 2014 году на эти цели предусмотрено 42,5 млн руб. Еще 5,1 млн направлены на погашение задолженности за 2013 год.

Конечно, для дотационного бюджета Хакасии это большая нагрузка. Чтобы ее снизить, в текущем году мы совместно с «Краспригородом» разработали программу сокращения объемов перевозок на маршрутах с наименьшим количеством пассажиров. С ноября ежедневный пригородный поезд Абакан – Бискамжа стал ходить три дня в неделю, а ежедневный Аскиз – Абаза делает один рейс в день вместо двух. Это позволило сэкономить 1,5 млн бюджетных рублей.

При этом в регионе сохранена 50-процентная льгота на проезд студентов и школьников. В 2014 году ею воспользовались более 12 тыс. учащихся.

Конечно, в отличие от промышленности, которая практически полностью завязана на железнодорожный транспорт, в пригородных перевозках в Хакасии картина несколько иная. Этим транспортом в силу географического положения охвачены лишь 33 из более 300 населенных пунктов. В целом населением республики более востребовано автобусное сообщение.

– Означает ли это, что объемы пригородного сообщения будут сокращаться?

– Это не входит в наши планы. Автобусное сообщение может составить альтернативу далеко не всегда и не везде. И в следующем году мы планируем полностью восстановить в республике прежние объемы пригородных перевозок.

Кроме того, в мае правительство страны утвердило концепцию развития пригородных пассажирских перевозок, в которой закреплены принципы долгосрочного планирования этой работы. Правительство Хакасии разрабатывает долгосрочную программу развития транспортной инфраструктуры, в которой среди прочих учитывается и спрос населения на услуги пригородного комплекса.

– Судя по всему, правительство Хакасии и Красноярская дорога выстроили тесные отношения… – Мы всегда чувствуем поддержку руководства дороги в вопросах обеспечения потребностей промышленных предприятий в грузовых перевозках. Проводятся рабочие встречи руководителей, представители правительства Хакасии и крупных промышленных предприятий принимают активное участие в работе регионального координационного совета по вопросам грузоперевозок. Мы, как промышленный регион, заинтересованы в том, чтобы в Хакасии продолжалась реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и увеличение пропускной способности южного хода Красноярской дороги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок18.12.2014