28-07-20 / 2020
Новости отрасли
Территория развития

В ОАО "РЖД" дан старт новому масштабному проекту "Восток. Точка притяжения", направленному на развитие Восточного полигона. Речь идет не просто об отдельных инфраструктурных и социальных инициативах, а о создании на Дальневосточной дороге полигона опережающего развития. В проекте будут задействованы все бизнес-подразделения компании. Вчера в соответствии с планом завершилось формирование проектных групп, которые будут работать по восьми направлениям развития Восточного полигона. Грузовой состав на мосту через Лену. В восточном направлении планируется увеличение провозной способности до 180 млн тонн в 2024 году Проект развития Восточного полигона приобрел новый статус. Как заявил 8 июля заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Дмитрий Шаханов, Дальневосточная железная дорога объявлена полигоном опережающего развития. "Для создания полигона опережающего развития необходимо прежде всего создать качественно новые условия труда и социокультурную среду. На Дальневосточной дороге должны появиться самые передовые технологии и технические средства, применяться новые административные и управленческие подходы", – отметил он.

Координировать работу по развитию Дальневосточной дороги будет управляющий комитет под председательством генерального директора – председателя правления ОАО "РЖД" Олега Белозерова. Это постоянно действующий орган, который будет собираться раз в месяц и рассматривать текущий статус реализуемых проектов.

При комитете будут действовать восемь проектных групп по разным направлениям: "Разработка и реализация проекта "Цифровая железная дорога"; "Создание передовых условий труда"; "Локомотивный комплекс", "Инфраструктурный комплекс"; "Транспортно-логистическое обслуживание"; "Комплексное обслуживание пассажиров"; "Развитие социокультурных аспектов и мотивации"; "Участие органов государственной власти в реализации программы". Их возглавят профильные заместители генерального директора ОАО "РЖД".

Положения и составы проектных групп утверждаются, а к сентябрю будет проанализировано текущее состояние по каждому блоку и сформулирована комплексная программа мероприятий до 2025 года. По словам Дмитрия Шаханова, драйвером изменений станет команда управленцев новой формации. В регионе планируется создать особую социокультурную среду, чтобы не только удерживать, но и привлекать на Дальний Восток новых работников с их энергией и инициативой.

На Дальневосточной железной дороге предполагается создать полноценный железнодорожный технополис с отдельной локацией для проживания и улучшенной социальной инфраструктурой, дополнительными возможностями для обучения и карьерного продвижения, в том числе обсуждается вариант организации обучения детей сотрудников в лучших вузах региона.

Цифровизация в действии

Руководителем проектных групп по направлениям "Разработка и реализация проекта "Цифровая железная дорога" и "Создание передовых условий труда" назначен Сергей Кобзев, заместитель генерального директора ОАО "РЖД" – главный инженер.

"Если посмотреть комплексно, то обе проектные группы решают одну из ключевых задач железнодорожного транспорта – повышение эффективности и, соответственно, конкурентоспособности", – прокомментировал он "Гудку".

По его словам, "Цифровая железная дорога" – это те проекты Стратегии цифровой трансформации ОАО "РЖД" до 2025 года, которые работают в первую очередь "на земле", увеличивая эффективность перевозочного процесса, снижая потери, облегчая документооборот и коммуникации между работниками, обеспечивая качественную аналитику и надежную поддержку принятия решений.

Что касается создания передовых условий труда, то здесь речь прежде всего о промышленной безопасности, охране труда, высокопроизводительных рабочих местах.

"Цифровизация снижает количество рабочих мест с вредными условиями труда, высвобождает творческий потенциал работников для решения более сложных, поисковых задач. В свою очередь, сегодня невозможно представить современное рабочее место без различных цифровых помощников, сервисов, аппаратно-программных комплексов. Синергия между двумя этими направлениями ведет в конечном итоге к росту привлекательности работы на железнодорожном транспорте, в том числе среди молодежи, что весьма актуально для в целом трудонедостаточного полигона Дальневосточной дороги", – рассказал Сергей Кобзев.

Одной из главных задач развития Восточного полигона является наращивание объемов международных железнодорожных контейнерных перевозок.

В настоящий момент холдинг проводит системную работу по выходу на рынок транспортно-логистических услуг Азиатско-Тихоокеанского региона в сегменте контейнерных перевозок, а именно организации транзитных интермодальных перевозок.

Производственные задачи

Локомотивный комплекс вовлечен в работу по реализации планов развития пропускных и провозных способностей Восточного полигона. Для этого пополняется парк электровозов и тепловозов БАМа и Транссиба. В этом году в эксплуатационное депо Комсомольск-на-Амуре пришло двенадцать тепловозов 3ТЭ25К2М – на сегодняшний день это самый мощный тепловоз в ОАО "РЖД". Применяют 3ТЭ25К2М при вождении поездов в 7100 тонн по этому маршруту без отцепок и подталкивания.

Восточный полигон обеспечивается локомотивами серии "Ермак" 3ЭС5К и 2ЭС5К с поосным регулированием силы тяги. Они имеют повышенные тяговые характеристики и позволяют водить поезда весом 7100 тонн от станции Мариинск Красноярской дороги до станции Смоляниново Дальневосточной магистрали без отцепки на станции Карымская.

"В этом году продолжится массовое обновление парка Дальневосточной дирекции тяги. На дорогу поступит 30 трехсекционных локомотивов 3ТЭ25К2М. На конец года в депо Комсомольск их будет уже 42. Также поступит 84 локомотива маневровых ТЭМ18ДМ. Это позволит полностью обновить парк депо Хабаровск-2 и депо Уссурийск для работы в портах и на узловых станциях, – рассказал "Гудку" Дмитрий Осин, начальник Дальневосточной дирекции тяги. – На дорогу поступит 4 локомотива 4ЭС5К с проходными секциями для депо Смоляниново на участке подталкивания. В депо Хабаровск поступит 74 локомотива 3ЭС5К с поосным регулированием. Сейчас локомотивы этой серии водят поезда на участке Мариинск – Хабаровск весом 7100 тонн. Мы сейчас проводим испытания на участке Шкотово – Красноармейский с трехсекционной машиной в голове поосного регулирования весом 6300 тонн, что нам позволит уйти от смены тяги в депо Смоляниново".

По словам Дмитрия Осина, на следующий год запланирована поставка грузовых магистральных локомотивов в депо Комсомольск, по предварительным данным, 40 машин. Также продолжит обновляться маневровый парк – запланирована поставка, по предварительным данным, 74 маневровых локомотивов, также в плане поставка секционных локомотивов. "До 2022 года мы уйдем от маневровых локомотивов старой серии, и до 2025–2030 годов БАМ перейдет на новую серию локомотивов. Это все локомотивы нового поколения, которые дают возможность увеличить массу и длину поезда и тем самым доставлять растущие объемы грузов в порты Ванино и Находки", – говорит он.

"Реализация таких больших инфраструктурных проектов, как реконструкция и строительство объектов железных дорог БАМа и Транссиба, несет в себе синергетический эффект, предоставляя работу строителям, перевозчикам, предприятиям разных отраслей промышленности, открывая новые возможности для развития региона", – подчеркивают в Дирекции тяги.

Модернизация пути

В этом году всеми видами ремонта на Дальневосточной дороге будет охвачено 480,3 км пути, сообщил Юрий Рязанов, заместитель начальника Дальневосточной дирекции инфраструктуры по модернизации. "Согласно плану капитальный ремонт первого уровня пройдет на 213 км, ремонт второго уровня – на 181 км и ремонт третьего уровня – на 86 км. Также нужно будет заменить 157 стрелочных переводов. Надо отметить, что в этой статистике мы не учитываем Сахалин, потому что там работы проходят по отдельной программе. По последним данным, уже уложено 100 км рельсошпальной решетки по первому уровню ремонта, по второму уровню – 64 км, средний ремонт – 61 км. Также уже уложено 78 стрелочных переводов, то есть 50% от плана. Основной объем работ идет в графике. Есть небольшое отставание по плетям в связи с форс-мажорами, но мы его наверстаем", – пояснил он.

В числе важнейших сегодня участки БАМа, где уже пройден участок Тында – Хани. По словам Юрия Рязанова, сейчас в приоритете участок Тында – Комсомольск-на-Амуре – там сейчас укладываются железобетонные шпалы, новые плети, проводится ремонт земляного полотна.

"Конечно, нельзя забывать про Транссиб. Три последних створа прошли на перегонах Ольгохта – Волочаевка, Гедике – Каменушка, Баневурово – Барановский. Сейчас 72-часовые "окна" в связи с большим потоком поездов на порты Дальнего Востока сокращены до 60-часовых, – рассказал он "Гудку", – также в этом году у нас в приоритете направление Тында – Нерюнгри. В этом году делаем капитальный ремонт на первом перегоне Могот – Рихард Зорге".

По предварительным данным, на 2021 год запланировано 511 км всех видов ремонта, на 246 км – капитальный ремонт на новых материалах, на старогодных материалах – 189 км, средний ремонт – 75 км. Также планируется уложить 145 новых стрелочных переводов и 23 старогодных комплекта. Будут затронуты участки Транссиба, а до Находки будет сделано 12 перегонов.

Устранить барьеры

К числу первоочередных задач, считает Михаил Старовойтов, главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры, относится ликвидация барьерных мест для организации пропуска поездопотока в направлении Кузбасс – Дальний Восток. "Здесь особого внимания заслуживают переустройство перевального участка, имеющего сверхнормативные величины уклонов (до 0,029) с кривыми радиусами менее 200 м на направлении Амурский Залив – Находка со строительством новой трассы обхода, решение данного вопроса позволит повысить весовую норму поездов до 7 тыс. тонн и более в направлении строящихся терминалов на побережье Японского моря, – рассказал он "Гудку". – Реконструкция участков с наличием трудных условий плана и профиля на железнодорожном пункте пропуска Пограничный (станция Гродеково), который эксплуатируется со времени строительства КВЖД, это позволит пропускать поезда весом более 6300 тонн в направлении Китая. Ликвидация протяженности участков пути со сверхнормативной наработкой пропущенного тоннажа на полигоне БАМа, где на настоящий момент из общей протяженности линии от станции Хани до станции Комсомольск-на-Амуре (2 тыс. км) таких участков практически половина (900 км). За предстоящие 5 лет "просрочка" будет ликвидирована практически полностью".

Отметим, что сегодня для обеспечения начала регулярного пропуска поездов весовой нормы 6300 тонн по участкам БАМа и другим направлениям производится усиление кривых участков пути с кривыми радиусом менее 650 м. "На полигоне Дальневосточной дороги всего требуется усилить 967 кривых, из них свыше 650 – на участках БАМа, в настоящее время все необходимые материалы для усиления кривых (прежде всего скрепления КД-65) получены, работы развернуты и проводятся значительными темпами, завершение планируется к 1 декабря", – сообщил Михаил Старовойтов.

Улучшение условий труда

Для реализации программы "Восток. Точка притяжения" необходимо решать кадровые вопросы. О мотивации сотрудников – читайте в материале "Социальная поддержка бамовцев". По словам Сергея Кобзева, на реализацию программы "Перспективная комплексная программа по улучшению условий и охраны труда в ОАО "РЖД" на 2018–2020 годы" ежегодно направляется более 20 млрд руб. Он также напомнил, что сейчас в компании формируется Перспективная комплексная программа по улучшению условий и охраны труда в ОАО "РЖД" на 2021–2023 годы.

"Разработка и внедрение прогрессивных и безопасных технических средств, оборудования и технологических процессов, средств механизации и автоматизации будут способствовать выводу работников ОАО "РЖД" из опасных зон, устранению ручного труда, улучшению условий труда и сведению к минимуму профессиональных рисков и опасностей", – подчеркивает Сергей Кобзев.

О планах развития общественного питания и торгового обслуживания на Восточном полигоне "Гудку" рассказал Сергей Торощин, генеральный директор АО "ЖТК": "Хабаровский филиал, который представляет ЖТК на Дальневосточной магистрали, рассматривается как одна из территорий стратегического роста.

Основой для развития компании на полигоне ДВЖД послужит действующая инфраструктура общественного питания и торгового обслуживания, которая во многом досталась нам "по наследству" от отделов рабочего снабжения, обеспечивавших железнодорожников всем необходимым до создания ЖТК". По его словам, в перспективе общественное питание на объектах железнодорожной инфраструктуры будет развиваться.

Например, на станциях Уссурийск и Находка-Восточная полным ходом идет реконструкция буфетов. "Пилотный проект по модернизации столовых был реализован именно на ДВЖД. С начала года обновленная столовая № 3 дома отдыха локомотивных бригад на станции Тында открылась для посетителей. Сейчас здесь проходят обкатку новые стандарты общественного питания. Порядка десяти столовых на полигоне Дальневосточной дороги нам еще предстоит перенастроить в соответствии с новыми стандартами", – заявил Сергей Торощин. Национальные приоритеты

Развитие БАМа и Транссиба предусмотрено Комплексным планом модернизации и расширения магистральной транспортной инфраструктуры (КПМИ) до 2024 года, который был утвержден Правительством РФ 30 сентября 2018 года (распоряжение № 21010р).

В восточном направлении планируется увеличение провозной способности в 1,5 раза – до 180 млн тонн в 2024 году и 210 млн тонн в 2025 году. Приоритетное развитие БАМа и Транссиба предусмотрено и общенациональным планом восстановления российской экономики, который, как сказал 13 июля на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам премьер-министр Михаил Мишустин, должен быть проработан до осени.

На том же заседании первый вице-премьер, председатель совета директоров ОАО "РЖД" Андрей Белоусов отметил, что завершение к середине этого десятилетия семи крупнейших транспортных мегапроектов (среди которых Восточный полигон) является условием возвращения российской экономики к росту.

Предполагаемый объем инвестиций на развитие БАМа и Транссиба в период 2024–2025 годов составит 203,4 млрд руб. Источниками финансирования станут средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и собственные средства ОАО "РЖД". Напомним, в начале июня ЦБ зарегистрировал программу и проспект бессрочных облигаций РЖД объемом до 370 млрд руб. Размещение бессрочных облигаций стало источником финансирования инвестпрограммы РЖД в условиях сокращения бюджетного финансирования на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции (объем инвестпрограммы холдинга на этот год составляет 642 млрд руб.).

Планируется, что привлеченные средства в том числе пойдут на финансирование железнодорожных проектов КПМИ, в том числе БАМа и Транссиба, а также на развитие подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок28.07.2020