04-04-22 / 2022
Новости отрасли
Терминалы увеличивают мощности

В ОАО "РЖД" продолжается модернизация грузовых дворов и приграничной инфраструктуры

Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" в 2021 году достигла лучших за всю историю результатов, обеспечив рост грузопереработки и доходов. В I квартале 2022 года объем переработки грузов превысил прошлогодние показатели. О модернизации терминалов и грузовых дворов, новых сервисах и работе в условиях трансформации логистических цепочек рассказал начальник дирекции Алексей Бельский. – В 2021 году ваша дирекция получила рекордные доходы и обеспечила рост грузопереработки. За счет чего это стало возможно и какова динамика сейчас?

– Вопреки эпидемиологической ситуации в мире и принятым в связи с этим ограничительным мерам в 2021 году объем переработки грузов вырос на 5% и составил 65,3 млн тонн. Наибольший рост достигнут по переработке контейнерных грузов – на 12%, или 1,8 млн тонн.

В I квартале текущего года положительная динамика сохраняется. За январь – март грузопереработка увеличилась относительно аналогичного периода 2021 года на 5,2%. Наибольший рост показали контейнерные и тарно-штучные грузы – 17,3% и 21% соответственно. При этом и по тяжеловесным грузам объем значительно вырос – на 11%. Грузопереработка металлов увеличилась на 37%.

Такие результаты стали возможны благодаря развитию сервисов и модернизации инфраструктуры. Мы становимся ближе и удобнее клиентам, предлагаем привлекательный и экономически выгодный продукт. Развиваем электронную коммерцию, продвигая услуги на таких площадках, как "РЖД Груз", а в перспективе – "РЖД Маркет".

Кроме того, дают отдачу крупные проекты, которые мы начали несколько лет назад. Один из них – "ЦМ-Экспедитор". Его суть в том, чтобы предоставлять клиенту полный комплекс терминальных услуг, включая сервис "последней мили". В 2021 году благодаря активному внедрению сервиса на полигонах всех дорог мы перевыполнили плановое задание по получению доходов от оказания дополнительных услуг на 26%.

Свой результат приносит и участие в нацпроекте "Безопасные качественные дороги". С 2021 года на семи грузовых дворах проводится переработка инертно-строительных материалов, оборудования и техники для строительства трассы М12 Москва – Казань.

– Какое влияние на работу ЦМ оказали внешние экономические факторы?

– Сейчас на наших глазах идет очень быстрая глобальная перестройка логистических цепочек. Уже понятны два тренда, которые будут определять нашу работу в ближайшее время. Первый – это активное перенаправление потоков на восток, причем в большей мере на сухопутные погранпереходы с Китаем. Поэтому особенно актуально развитие инфраструктуры на Дальнем Востоке.

Второй тренд связан с потребностью предприятий непрерывного цикла, особенно металлургов, во временном хранении и складировании продукции. Эта потребность возникла из-за санкций и ограничений экспорта. У нас достаточно мощностей, прежде всего рассматриваем открытые площадки. Определяем локации, где такие услуги будут наиболее востребованы.

– С учетом разворота логистики на восток как планируется развивать инфраструктуру на Дальнем Востоке?

– Для наращивания грузопотока в экспортно-импортном и транзитном сообщении мы развиваем терминалы на погранпереходах между Россией и Китаем (Гродеково, Камышовая, Забайкальск), а также Россией и Монголией (Наушки). Неделю назад, 28 марта, ОАО "РЖД" открыло новый транспортно-логистический комплекс на станции Забайкальск, который позволяет перерабатывать практически все виды грузов. Перерабатывающая способность терминала увеличится на 45%, а среднее время нахождения вагона под перегрузочными операциями сократится с прежних 24 до 18 часов.

В этом году планируем завершить проектирование, получить всю документацию для реконструкции погранперехода Гродеково и со следующего года приступить к строительным работам. К осени планируем получить положительное заключение Главгосэкспертизы по проекту реконструкции грузового двора в Наушках. Перегруза здесь нет, но по требованию таможенных органов мы оказываем содействие по досмотру грузов. Учитывая, что грузовой поток через погранпереход Наушки растет, появляется больше работы по досмотру грузов. В целом с учетом повышенного внимания к импортным перевозкам нам важно иметь возможность проводить таможенные операции на наших терминалах и расширять компетенции по оперативному созданию складов временного хранения. Сейчас совместно с Уссурийской таможней прорабатываем открытие такого склада на Гродеково. Он уже построен, решаем технические вопросы.

– Несколько лет ОАО "РЖД" реализует программу ребрендинга и модернизации грузовых дворов. Какие новые технологии используете?

– В 2021 году завершена работа на 25 грузовых терминалах, в текущем году продолжим модернизировать еще 18. Приведу несколько примеров. На грузовом дворе станции Санкт-Петербург-Финляндский провели пилотную эксплуатацию системы предупреждения столкновений. Технология RFID (Radio Frequency Identification – радиочастотная идентификация) позволяет оповещать механизатора о нахождении препятствий в зоне производства работ. Для этого на погрузчик крепится запоминающее устройство, состоящее из микрочипа, хранящего информацию, и антенны, с помощью которой оно передает и получает данные. Специалист настраивает "опасный радиус", а система с помощью излучаемых радиоволн реагирует на приближение человека или транспортного средства и подает водителю звуковой сигнал. Также внедрена система автоматической фиксации всех операций, выполняемых контейнерным перегружателем.

Технология позволяет сократить трудозатраты работников на обработку контейнеров и без привлечения дополнительного штата повысить объемы переработки контейнеров. При захвате контейнера камера с искусственным интеллектом считывает его номер, а система геопозиционирования фиксирует точное местоположение после установки на грузовой площадке. Благодаря этому можно не только определять точное местонахождение контейнера, но и оптимизировать его размещение – система указывает оптимальное место в процессе расстановки на терминале.

– Какие новые сервисы для клиентов появятся?

– Мы нацелены на предоставление комплексных услуг. Один из сервисов, который планируем развивать, – "Грузовой экспресс между терминалами ЦМ". Груз доставляется "от двери до двери", при этом железнодорожная перевозка выполняется по расписанию, в более сжатые сроки по сравнению с обычными отправками, что позволяет конкурировать с автотранспортом по срокам доставки. Эту технологию мы протестировали на полигонах Октябрьской, Западно-Сибирской, Московской и Дальневосточной дорог. Сейчас на постоянной основе отправляем грузовые экспрессы из Новосибирска в Иркутск. В этом году планируем тиражировать услугу во всех регионах. Очень востребована услуга "первой" и "последней мили".

В автопарке дирекции 180 автомобилей на 50 грузовых терминалах. За последние несколько лет мы наполовину обновили парк. На тех терминалах, где содержание собственных машин нецелесообразно, мы на договорной основе привлекаем автотранспорт других компаний. Стратегическая задача – оказывать услугу автодоставки на всех терминалах дирекции. Также мы совершенствуем Сервис быстрого реагирования.

Он предусматривает погрузку и выгрузку небольших партий вагонов выездными мобильными бригадами как на местах общего пользования станций ОАО "РЖД" (вне основных грузовых терминалов ЦМ), так и на инфраструктуре клиента. Мобильные бригады оснащены специальной техникой для перевалки насыпных и тяжеловесных грузов и могут быть оперативно передислоцированы к месту работы. В числе преимуществ сервиса – упрощенная процедура заключения договора путем подписания заявления на присоединение к оферте.

– Дирекция работает над созданием собственной цифровой экосистемы. Что она будет собой представлять?

– Автоматизированная система управления терминально-складским комплексом (АСУ ТСК) должна прийти на смену существующему программному комплексу ТЕСКАД, который разрабатывался более 10 лет назад и устарел. В 2021 году мы ввели в эксплуатацию программное обеспечение для паспортизации грузовых терминалов и их отображения на интерактивной карте с характеристиками и указанием техники. Задача – уже в этом году выйти на промышленную эксплуатацию АСУ ТСК. Планируется автоматизировать производственно-коммерческую деятельность и процесс получения первичных данных с устройств считывания на наших объектах. Мы поэтапно, начиная с крупных грузовых дворов, внедряем автоматизированные системы "въездная группа" и "техническое зрение". Они уже установлены на грузовые терминалы Кунцево-2 и Белгород, в этом году завершим монтаж оборудования на терминале в Сочи и планируем поставить такие комплексы на грузовые дворы Хабаровск-2, Комсомольск-на-

Амуре и Челябинск-Грузовой. Переход на АСУ ТСК позволит создать новые цифровые сервисы для клиентов, где в цифровом виде из дома можно будет заключить договор с дирекцией, подать заказ на выполнение работ и получить все отчетные документы, подтверждающие выполнение работ, в том числе акт выполненных работ. Все необходимые документы будут заверяться электронной подписью как со стороны ЦМ, так и со стороны клиента.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок04.04.2022