08-08-18 / 2018
Новости отрасли
Терминалу нужны цистерны

ООО «Газпромнефть – Битумные материалы» (оператор «Газпром нефти») создаёт собственную терминальную сеть. Компания уже приобрела производственно-логистический терминал в Ростовской области общим объёмом перевалки более 100 тыс. тонн строительных материалов в год.

Как сообщили в «Газпром нефти», терминал расположен в Сальске и с 2014 года до настоящего момента его владельцем являлась Группа компаний «ТА Битум». Сырьё для битума (отходы нефтепереработки) будет поставляться на терминал с Московского нефтеперерабатывающего завода (основной поставщик битума в Центральном федеральном округе). Стоимость сделки не разглашается.

Инфраструктура терминала позволяет ежегодно переваливать до 140 тыс. тонн битумных вяжущих. Есть резервуарный парк для хранения 30 тыс. тонн готовой продукции и установка по выпуску полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) мощностью 300 тонн в сутки. Также оборудованы площадка для фасовки продукции, автоматизированный пункт налива автотранспорта и железнодорожная эстакада для погрузки фасованного битума и слива-налива железнодорожных цистерн.

Как отметил заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти» Анатолий Чернер, собственная терминальная сеть позволит компании расширить географию поставок продукции.

Важным регионом для «Газпром нефти» является Южный федеральный округ. За последние два года компания подписала соглашения о поставке битумной продукции с властями Ростовской области, Ставропольского и Краснодарского краёв. Ранее «Газпром нефть» осуществляла поставки напрямую. На терминале предусмотрен разогрев битума (при низких температурах он быстро застывает. – Ред.) без потери качества, что позволит хранить и переваливать битум по запросу клиентов.

Как пояснил «Гудку» генеральный директор «Газпромнефть – Битумные материалы» Дмитрий Орлов, железнодорожная эстакада позволит принимать и отгружать битум. «Основная функция терминала – перевалка. Продукцию привозят железнодорожным транспортом, перекачивают в ёмкости и затем отгружают на автотранспорт. На Сальском битумном терминале установлено восемь устройств слива общей мощностью 500 тонн в сутки.

В прошлом году компания «Газпромнефть – Битумные материалы» доставила с Московского НПЗ порядка 65 тыс. тонн битумных материалов. Всего за 2017 год было доставлено 90 тыс. тонн продукции.

Основной способ отгрузки продукта в соответствии с запросами контрагентов – наливной в автотранспорт. В перспективе в случае запросов потребителей будет возможность осуществлять погрузку восьми вагонов в сутки», – уточнил Дмитрий Орлов.

Для транспортирования больших партий битума в жидком состоянии внутри страны и за её пределы между городами и странами используют вагоны-битумовозы. Продукция в твёрдом состоянии транспортируется в обычных полувагонах. Однако в компании отказались сообщить, каким объёмом парка «Газпромнефть – БМ» владеет.

В то же время, по оценке генерального директора ПАО «ТрансФин-М» Дмитрия Зотова, ежегодно на сети ОАО «РЖД» перевозится около 1 млн тонн битума, при этом общий объём производства составляет около 6 млн тонн в год. Для перевозок такого объёма вязких нефтепродуктов требуется порядка 1,6–1,7 тыс. цистерн. Всего на сети их около 23 тыс. единиц. За последние четыре года практически не было их списания, средний возраст парка – около 17 лет. «Структурам «Газпрома» принадлежат лишь 830 цистерн. На долю «Газпром нефти» в погрузке на железнодорожный транспорт приходится 20%. Компании нужно развивать собственное логистическое направление, которое позволит полностью контролировать доставку до конечного потребителя. Ростовская область – крупнейший регион по отгрузке битума по железной дороге, и покупка терминала в Сальске, который будет важным логистическим звеном, позволит увеличить объёмы реализации битумов в южных регионах. Следующим логичным шагом было приобретение в собственность цистерн для вязких нефтепродуктов. Сложность в том, что более 60% таких цистерн сконцентрировано в руках трёх крупнейших игроков – «Трансойла», «Нефтетранссервиса» и «ГлобалТранса», – сообщил Дмитрий Зотов.

Как считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, сумма сделки могла составить от 300 до 450 млн руб. «Газпромнефть – БМ» поставляет битумные материалы как в регионы России, так и в страны ближнего зарубежья автомобильным и железнодорожным транспортом. Компания разрабатывает и производит линейку битумных материалов для дорожного строительства, причём проводит эксперимент по подбору состава битумной смеси, подходящего для автомобильного строительства в климатических условиях регионов поставки. Рынок битумной продукции для дорожного строительства становится перспективным, так как государство заинтересовано в модернизации транспортной инфраструктуры страны. Предложения из майского указа президента наряду с источниками финансирования должны резко увеличить спрос на продукцию в 2019–2024 годах.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.08.2018