22-09-20 / 2020
Новости отрасли
Терминал в Ванино готов к загрузке

В пятницу, 11 сентября, в бухте Мучке (морской порт Ванино) в Хабаровском крае начала работу первая очередь угольного терминала компании "Колмар" мощностью 12 млн тонн в год. В ближайшей перспективе это увеличит нагрузку на Дальневосточную магистраль на 3 млн тонн в год.

Терминал построен в 8 км от поселка Ванино. Вместе с запущенными днем ранее первой очередью шахты "Инаглинская" мощностью 6 млн тонн угля в год и обогатительной фабрикой "Инаглинская-2" в Нерюнгринском районе Якутии они образуют единый производственно-логистический комплекс "Колмара". Доставка угля от Нерюнгри до порта в Ванино будет проходить по полигону Дальневосточной магистрали. Оператор терминала – АО "ВаниноТрансУголь" (ВТУ, входит в холдинг "Колмар груп").

– Такие крупные предприятия, как "ВаниноТрансУголь", позволяют уменьшить оборот вагонов, формировать отправительские маршруты. Для железной дороги это очень выгодно, – отметил на церемонии запуска терминала начальник Дальневосточной дороги Николай Маклыгин. – Сегодня стоит задача добавить вес поезда и взять больше тонн для доставки в Ванино-Советско-Гаванский узел. Это самое загруженное направление.

По данным Дальневосточной магистрали, в январе – июле 2020 года в направлении Восточной Сибири и Дальнего Востока по Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям перевезено 85,6 млн тонн экспортных грузов, что на 6,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года (+41% к январю – июлю 2012 года, до начала реализации первого этапа модернизации железных дорог Восточного полигона). Из них 61,9 млн тонн пришлось на каменный уголь и руды, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Согласно Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ОАО "РЖД" до 2024 года, в 2020 году провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей должна увеличиться до 124,9 млн тонн.

Как сообщил "Гудку" начальник Дальневосточной дирекции управления движением Виталий Липский, до запуска нового терминала компании "ВТУ" компания "Колмар" везла 4-5 маршрутов среднесуточно. Сегодня весь уголь компании пойдет в ванинском направлении.

– Но есть еще один серьезный драйвер – компания "Эльгауголь", которая развивается серьезными темпами. Сегодня она уже вышла на среднесуточную погрузку 6 маршрутов. Только две эти компании в сумме занимают среднесуточно 11 "ниток" графика. Если учитывать объем компании "Мечел", которая через Нерюнгри-Грузовую, из узла Беркакит грузит еще два маршрута, то это 13 поездов из Верхнезейска при 16 "нитках" графика. Необходимо учесть, что сейчас идет большой съем "ниток" на летние путевые работы. Поэтому резервы инфраструктуры уже на пределе, ее нужно развивать. Пока на этом участке основные строительные работы идут на участке от Хани до Курьяна. Работы на участке от Тынды до Ургала начнутся только в следующем году. Предложение угледобывающих компаний уже больше, чем фактические возможности инфраструктуры на данный момент времени. Поэтому задача – в ближайшие годы в полной мере реализовать инвестпрограмму на этом участке. На участке от Ургала до Комсомольска мы поэтапно ввели автоблокировку. Она позволит нам увеличить количество "ниток" поездов до 23 в пакетном графике. Сейчас здесь только 19. На участке от Комсомольска до Ванино уже 27 "ниток" в графике. Здесь возможно увеличение провозной способности только за счет увеличения веса поезда. И здесь пропуску помогают новые локомотивы-тяжеловесы серии 3Т25К2м. Их уже 25. До конца года парк должен увеличиться до 50 машин, – рассказал Виталий Липский.

Как отметила на торжественной церемонии председатель совета директоров АО "Колмар Груп" Анна Цивилева, специализированный терминал – один из самых экологически безопасных в мире. Он оснащен высокотехничным оборудованием для перевалки угля и располагает самыми современными технологиями подавления угольной пыли. Специально спроектированное для ВТУ оборудование получило положительное заключение государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы.

Строительство терминала началось в 2014 году.Стоимость первой очереди составила 42,7 млрд руб.

– На данный момент потрачено 37,7 млрд руб. Субсидия государственного бюджета в размере 3,2 млрд руб. – это средства на железную дорогу и линию электропередач, которые подходят к терминалу, – рассказал журналистам советник генерального директора АО "ВаниноТрансУголь" Александр Почтарь. До официального открытия терминал начал работать в тестовом режиме.

– Якутский уголь будет экспортироваться в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, – сказала Анна Цивилева. – К этому моменту уже отгружено четыре судна, пятое стоит под погрузку.

Пока на терминале введено во временную эксплуатацию два пути в парке приема, пять путей в парке отправления и подъездные пути. Их общая длина составляет 22,3 км. Также на станции установлены вагоноразмораживающее устройство полувагонов и два вагоноопрокидывателя.

– Сейчас мы прорабатываем технологию вывоза угля из Якутии с использованием сервиса "Грузовой экспресс", – отмечает начальник Дальневосточного территориального центра фирменного транспортного обслуживания Виктор Демьянко. – Четко выделенные "нитки" графика, прибытие груза в срок, возможность планирования подвода поездов в порты – это и качественный сервис, и удобное технологическое решение для железной дороги. Пока действует тестовый режим, от Нерюнгри до Ванино ходит один состав в сутки весом 6300 тонн. Как рассказали "Гудку" в пресс-службе АО "Колмар", до ввода первой очереди шахты "Инаглинская" перевозка угля компании по ДВЖД составляла от 4 до 4,5 млн тонн в год.

С вводом новой шахты она вырастет и в течение 2021 года достигнет примерно 3 млн тонн сверх этого объема (после переработки добытых 6 млн тонн остается 3-3,5 млн тонн концентрата). Кроме того, на Ванино будет постепенно переориентирован уголь, экспортирующийся сейчас компанией через порты Находкинского узла. По словам Николая Маклыгина, сегодня идет активное перераспределение грузопотоков с запада на восток.

И в Ванино-Советско-Гаванский узел идет максимальное количество поездов. Грузооборот за первые полгода составил 110,6 млрд тарифных т-км, что на 3% больше показателя прошлого года, а с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии – 144,2 млрд т-км (+3,1%). Чтобы принимать постоянно растущие объемы, Дальневосточной дороге предстоит модернизировать железнодорожные линии, идущие по Комсомольскому региону на Ванино – от Волочаевки-2 и Нового Ургала, а также усилить локомотивный комплекс.

– Сейчас продолжается реализация второго этапа программы развития БАМа и Транссиба.

Увеличивается инвестиционная программа ОАО "РЖД" на Дальнем Востоке. Мы усиливаем инфраструктуру от станции Хани до Комсомольска-на-Амуре. Появляются новые разъезды, двухпутные ставки, началось строительство двухпутных путей. Это позволяет нам иметь ресурс для пропуска большего количества поездов. В этом году мы получили 173 новых локомотива серии 3ТЭ25К2М, из которых 22 работают по направлению Волочаевка-2 – Ванино. Эти тепловозы возят поезда массой 7100 тонн. За счет этого, учитывая, что пропускная способность участка практически исчерпана, мы и получили прирост в 3 млн тонн, – отметил Николай Маклыгин. – В районе БАМа формируется большая грузовая база, и, учитывая короткое плечо до портов Дальнего Востока, мы видим, какой она дает эффект. Поэтому думаю, что поэтапно, за счет развития БАМа и Транссиба, и мы будем наращивать доставку грузов в порты Дальнего Востока. С развитием грузовой базы в районе БАМа приоритетной стала линия Бестужево – Беркакит, связывающая железную дорогу Якутии с БАМом.

Резерв участка находится на пределе, поэтому это направление вошло в программу развития Восточного полигона. В этом году здесь проходит капитальный ремонт с укладкой бесстыкового пути на 250-266-м км перегона Могот – Рихард Зорге. Инвестиционная программа ОАО "РЖД" также предполагает строительство нового разъезда Холодникан, строительство двухпутных вставок на разъездах Окурдан и Рихард Зорге и реконструкцию станции Беркакит.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.09.2020