29-07-15 / 2015
Новости отрасли
Терминал в помощь

Реализация концепции развития терминальной сети, разработанной в ОАО "РЖД", позволит привлечь дополнительные объемы грузов в отрасль, однако реализация только первой очереди концепции потребует вложения 560,8 млрд руб.

Создающиеся логистические центры позволят привлечь на железную дорогу до 120 млн тонн грузов. Как отметили в железнодорожной госкомпании, развитие РЖД как международного логистического оператора невозможно без наличия сбалансированной терминально-складской инфраструктуры, включающей грузоперерабатывающие терминалы и мультимодальные терминально-логистические центры многоцелевого назначения, предоставляющие широкий спектр складских, таможенных и сопровождающих услуг.

"Для достижения этой цели разработана концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ, – сообщил начальник службы развития терминалов Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО "РЖД" Евгений Стуров. – На первоначальном этапе предусматривалась реализация более 20 проектов, финансируемых как за счет инвестиционного бюджета РЖД, так и за счет внешних инвесторов. Среди реализующихся проектов – формирование "грузового каркаса" Москвы и Московской области – создание терминально-логистических центров, на которые будет переводиться работа с грузовых дворов РЖД, расположенных в пределах Малого кольца Московской железной дороги, на котором, как известно, организуется пассажирское движение".

По его словам, важной частью концепции является развитие терминально-складской инфраструктуры на Восточном полигоне, в том числе формирование логистических мощностей в Приморском крае, для обеспечения торговли с Китаем (перегрузочный комплекс на станции Гродеково), улучшения грузовой работы в районе морских портов (реконструкция грузовых дворов на станциях Артем-Приморский-1 и Находка) и развития транспортных коридоров на территории России.

"Наиболее яркий пример реализации концепции на сегодняшний день – создание терминала по переработке колесной техники GEFCO – первый этап создания ТЛЦ "Доскино" (Нижегородская область). Терминал эксплуатируется ООО "ЖЕФКО" с сентября прошлого года. В соответствии с условиями договора между "ЖЕФКО" и ООО "Фольксваген Груп Рус" легковые автомобили, произведенные на мощностях ОАО "ГАЗ", доставляются автовозами на терминал грузового двора станции Доскино, где производятся их переработка и хранение. В последующем автомобили отгружаются для доставки в дилерские центры автовозами. Реализация данного проекта – пример синергетического взаимодействия между структурными подразделениями РЖД в рамках транспортно-логистического бизнес-блока. Проект реализовывался за счет инвестиционного бюджета компании, а его общая стоимость составила 498,6 млн руб.", – подчеркнул Евгений Стуров.

В то же время, по словам представителя холдинга, сложившаяся макроэкономическая ситуация, сложности с привлечением внешних инвестиций, а также ограниченность инвестиционного бюджета РЖД естественным образом приведут к необходимости пересмотра сроков и приоритетности ряда проектов. Предполагается, что формирование сети ТЛЦ будет происходить поэтапно. Общий объем инвестиций, необходимых для реализации первой очереди концепции (не путать с проектами, включенными в план первоочередных мероприятий), составляет 560,8 млрд руб., в том числе в объекты железнодорожной инфраструктуры – 100 млрд руб."Очевидно, что для реализации такого масштабного проекта, помимо ресурсов и средств компании, необходимо привлечение как

российских и зарубежных инвесторов, так и поддержка государства. Результатом реализации концепции станут развитие национального рынка логистических услуг и повышение эффективности транспортной системы России. Для РЖД – это в первую очередь расширение перевозочной деятельности, а также повышение загрузки инфраструктуры (предполагается, что создание первой очереди сети ТЛЦ привлечет на железнодорожный транспорт дополнительно 100–120 млн тонн грузов)", – резюмировал Евгений Стуров.

По мнению аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, железнодорожный транспорт пока не может конкурировать с автомобильным на коротких расстояниях.

"Единственным исключением на коротком плече, пожалуй, является пассажирское сообщение. По крайней мере, об этом свидетельствует опыт стран Евросоюза, Японии и США. Строительство новых хабов потребует значительного финансирования, и пока сложно оценить срок их окупаемости. Я полагаю, что для начала имеет смысл попробовать скопировать удачный опыт зарубежных стран. На относительно коротких расстояниях – до 500 км – там используются смешанные, грузопассажирские составы с возможностью размещения пассажиров и железнодорожных контейнеров в два яруса в различных типах вагонов. Ну и, конечно, приоритетом развития российских железных дорог может стать совершенствование транспортного сообщения из Юго-Восточной Азии в Европу. Для этого необходимо строить объездные пути вокруг узловых железнодорожных станций в крупных сибирских и уральских городах, а также в Центральной России. Прохождение транзитных составов через такие узловые станции пока занимает чуть ли не половину общего времени транспортировки", – считает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.07.2015