06-02-20 / 2020
Новости отрасли
Темпы роста ж/д отправки угля в порты юга РФ в январе сохранились, несмотря на отсутствие скидки

Объемы ж/д отправки каменного угля в морские порты юга РФ на экспорт в январе 2020 г. почти в полтора раза превышают те, что были в том же месяце годом ранее, сообщает ОАО "Российские железные дороги".

Погрузка в этом направлении увеличилась на 44,8%, до 1,2 млн тонн. В то же время отправка угля на экспорт через терминалы северо-запада страны сократилась на 4,3%, до 3,8 млн тонн, Дальнего Востока - на 5,4%, до 6,8 млн тонн. В целом погружено 11,8 млн тонн, что на 1,6% меньше, чем в январе 2019 г.

Южное направление в последнее время позиционируется РЖД в качестве альтернативного маршрута отправки угля на восток. Существенный объем этого груза идет, в частности, из Кузбасса, но пропускные способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей не позволяют вывезти все объемы, предъявляемые к перевозке на фоне большей привлекательности восточных рынков перед западными.

Во второй половине 2019 г. монополия стимулировала отправителей переключаться на южные порты страны, нивелировав действующую 8%-ную экспортную надбавку. Понижающий коэффициент вступил в силу 16 июля и должен был действовать в течение 61 дня, до 14 сентября включительно, однако в начале сентября правление компании продлило скидку до 31 декабря.

Принятое решение, действительно, имело эффект. В январе-октябре рост ж/д отправки угля в порты юга составил 33,8% (с этого момента РЖД начали публиковать соответствующую информацию), в январе-ноябре - 35,8%, по итогам 2019 г. - 38,7%. И, хотя, в январе 2020 г. в абсолютном выражении перевезено меньше, чем в предыдущие месяцы (по подсчетам Интерфакса" на основе данных монополии, в ноябре погружено 1,4 млн тонн, в декабре - 1,7 млн), динамика роста остается высокой. Даже несмотря на то, что на 2020 г. "угольные" скидки на юг продлены не были.

Правда, замглавы "Российских железных дорог" Алексей Шило на прошлой неделе отмечал, что эти понижающие коэффициенты теоретически вновь могут заработать с марта, "если будет экономическая целесообразность" для компании.

"Учитывая, что мы заинтересованы в альтернативном направлении, будем рассматривать максимально быстро. Предельный срок - это месяц на рассмотрение", - сказал он. Говоря о размере скидки, топ-менеджер отметил, что он может быть максимальный для этого типа грузов - 12,8% ("нивелирующая" скидка составляла 7,41%), но "очень важно", чтобы грузоотправители подтверждали объемы.

"Юг (перевозки в южном направлении - ИФ) пока показывает неплохие результаты. Связано это с тем, что часть объемов угля, которые едут в Индию, в Бангладеш и так далее, сегодня "пробует" новые порты, в том числе Тамань. Эти объемы добавились к погрузке на Северо-Кавказскую железную дорогу, соответственно, там мы сегодня имеем рост", - сказал Шило.

По его словам, только терминал "ОТЭКО" в Тамани в 2020 г. предполагает переваливать 4 млн тонн угля в месяц. "Поэтому тоже большие партии уже можно будет через этот порт спокойно (доставлять - ИФ), и, по нашим данным, сегодня ряд отправителей угольной продукции рассматривают это направление", - отмечал он.

Доля угля в структуре экспортного грузопотока в январе составила 45,7%, уточняют РЖД, у черных металлов - 8,1%, у удобрений - 5,1%. у нефтяных грузов - 31,6%. Погрузка последних в адрес терминалов увеличилась на 4,1%, до 8,2 млн тонн, том числе в порты юга РФ - на 2,8%, до 3,1 млн тонн, на северо-запад - на 4,3%, до 4,4 млн тонн, в морские гавани Дальнего Востока - на 8,8%, до 0,7 млн тонн.

В целом объемы ж/д погрузки грузов в направлении морских портов РФ в январе сократились на 1,2% (до 25,9 млн тонн), в том числе на северо-запад - на 2,9% (до 10,7 млн тонн), на Дальний Восток - на 2,1% (до 8,3 млн тонн). В то же время, в южном направлении она увеличилась на 2,7%, до 7 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс06.02.2020