16-05-11 / 2011
Новости отрасли
Темпы роста транспортного индикатора и официальных показателей реального сектора продолжают снижаться

В апреле абсолютное значение КАРГО-индекса составило 104,8%, что на 1,8 процентных пункта (п.п.) меньше, чем месяцем ранее. Отчасти такое снижение объясняется влиянием на показатель сезонного и календарного факторов. Ведь в предыдущие годы значение транспортного индикатора в апреле по сравнению с мартом обычно снижалось (в 2010 году 101,5% против 101,8%, в 2009 году - 91,4% против 95,4%, в 2008 году - 114% против 119,4%, в 2007 году - 110,3% против 113%). Исключением стал лишь 2006 год, когда во втором месяце весны значение КАРГО-индекса на 2,9 п.п. превысило уровень марта и составило 109,7%.

Но нынешнее снижение является и отражением негативных тенденций в реальном секторе экономики, на что указывает изменение транспортного индекса по отношению к аналогичному периоду предыдущего года.

Темпы роста этого освобожденного от сезонности показателя замедляются третий месяц подряд. Так, в апреле КАРГО-индекс увеличился на 3,2%. Для сравнения: в марте рост составил 4,7%, в феврале - 7,8%, а в январе - 19,1%.

На негативные тенденции в реальном секторе экономики указывает и близкий по своей природе к транспортному индикатору индекс выпуска в базовых отраслях Росстата. Причем темпы роста официального показателя тоже снижаются третий месяц подряд. В марте индекс выпуска продемонстрировал увеличение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 3,3%. В феврале рост составил 3,6%, в январе - 5,1%, а в декабре - 5,5%.

При этом промышленное производство также оказалось фактически в замороженном состоянии. Если в январе по отношению к аналогичному периоду предыдущего года рост составлял 6,7%, в феврале - 5,8%, то в марте - 5,3%. Причем если в обрабатывающих производствах в начале года наблюдался рост в 13,5%, то в марте он сократился в полтора раза, до 8,6%. Немного лучше ситуация в добыче полезных ископаемых (январь - 3,5%, февраль - 3,2%, март - 3,1%).

Такие изменения оказали влияние и на погрузку на сети российских железных дорог. В апреле лишь три из девяти входящих в состав КАРГО-индекса грузов демонстрировали рост по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Максимальным он оказался у строительных грузов (+18,9%). Достаточно высокие показатели по погрузке цемента (+8,7%). Этот рост вполне закономерен, ведь объемы выполненных строительных работ также постепенно увеличиваются (+4,2% в марте и +0,4% в феврале).

Небольшой рост отмечен в погрузке удобрений (+2%). По остальным шести грузам наблюдается снижение показателя. Наибольшие потери вновь зафиксированы по зерну (-23%). Третий месяц подряд снижается погрузка лесных (-10,8%) и нефтяных (-2,7%) грузов. Помимо этого падение есть по углю (-1,7%), черным (-2,3%) и цветным (-1,3%) металлам. Причем, по данным Главного вычислительного центра РЖД, за первые четыре месяца года крупнейший мировой производитель алюминия РУСАЛ сократил перевозку алюминия на 10,7%, что связано с переходом этого груза на другие виды транспорта.

Впрочем, на изменения в структуре КАРГО-индекса сегодня оказывает максимальное влияние не рост погрузки, а роль каждого груза в реальном секторе экономики. В результате уменьшения влияния строительных грузов их доля в апреле 2011 года составила 21,28%, что на 6,59 п.п. меньше, чем годом ранее. Снижение наблюдается и по лесным (-0,3 п.п., до 0,98%) грузам, зерну (-0,16 п.п., до 0,3%) и цветным металлам (-0,02 п.п., до 0,13%). В то же время произошел рост доли удобрений (+0,35 п.п., до 0,89%), цемента (+0,06 п.п., до 0,34%), черных металлов (+0,68 п.п., до 4,75%) и каменного угля (+1,47%, до 8,19%). Несмотря на снижение погрузки нефтяных грузов, их вес в индексе увеличился на 4,51 п.п., до 63,14%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 16.05.11Апрельские заморозки