27-03-14 / 2014
Новости отрасли
Темпы развития инфраструктуры не соответствуют растущему поездопотоку

За последние десять лет грузооборот по Восточно-Сибирской магистрали вырос более чем на 40%. При этом дорога обеспечивает погрузку более 71 млн тонн в год. Это, безусловно, сказывается на продвижении поездопотока и выполнении основных эксплуатационных показателей.

Так, в отдельные периоды прошлого года работу ВСЖД серьёзно затруднял тот факт, что общий парк вагонов на полигоне дороги достигал 79 тыс. единиц. 

Темпы развития инфраструктуры магистрали не соответствуют растущим потребностям перевозочного процесса. По прогнозам, к 2017 году объём принимаемых грузов ещё более увеличится. Так, по стыку Тайшет рост составит 19 млн тонн. Крупные инвестиционные проекты, связанные с разработкой месторождений, а также наращивание погрузки рядом промышленных компаний, таких как «Вост-сибуголь», Коршуновский ГОК, строящийся Тайшетский алюминиевый завод, новый целлюлозный завод в Братске, уже в ближайшие три года дополнительно создадут обширную грузовую базу. Поэтому реализация обсуждаемой сейчас программы развития Транссиба необходима дороге уже сегодня. 

В настоящее время барьерными местами на Транссибе являются станции Улан-Удэ, Слюдянка-1, 20% перегонов имеют коэффициент пропускной способности 0,92–0,96. Особенно выделяются участки Зима – Черемхово, Зима – Тулун, Байкальск – Слюдянка, имеющие близкий к предельному коэффициент заполнения. Особое место занимает сетевая сортировочная станция Тайшет, пропускная способность которой практически исчерпана. При этом в районе станции формируется крупный промышленный узел из предприятий цветной металлургии (с объёмом переработки грузов до 5 млн тонн) и лесоперерабатывающего комплекса. 

Уже два года Восточно-Сибирская дорога в соответствии с генеральной схемой развития решает масштабную задачу комплексной реконструкции станции Тайшет. Проект предусматривает пять этапов реализации с выделением семи очередей строительства. Модернизация станции позволит разделить чётный и нечётный поездопотоки, исключить барьерные места в горловинах между парками, обеспечить приём и отправление поездов составностью 100 условных вагонов без занятия горловин, увеличить мощность парка отправления до 32 транзитных поездов и до 25 поездов собственного формирования. 

Согласно программе первоочередных мероприятий в границах ВСЖД на 12 перегонах будут построены вторые пути, ещё на 11 – двухпутные вставки, появятся десять новых разъездов. По участку Транссиба в границах дороги запланирована реконструкция 12 станций. Объём инвестиций составит 120 млрд руб. Предусмотренные мероприятия по главному ходу магистрали в целом обеспечат пропуск планируемого поездопотока. 

Вместе с тем на участке Транссиба остаётся лимитирующим горно-перевальный участок Большой Луг – Слюдянка, где коэффициент использования пропускной способности уже составляет 99%. Здесь руководящие уклоны до 18%, кривые малого радиуса (до 300 м), из-за чего грузовые поезда следуют с подталкиванием (ежесуточно задействовано 25 локомотивов-толкачей), требуется значительное количество «окон» по текущему содержанию и ремонту верхнего строения пути. 

С учётом прогнозируемого роста грузооборота по Транссибу необходимо строить обходной путь Большой Луг – Слюдянка с более благоприятными планом и профилем пути. Нами проработана схема вариантов трассы обхода протяжённостью 105 км с уклонами не более 9% и радиусом кривых не менее 1000 м, подготовлена соответствующая предпроектная документация. С учётом снижения эксплуатационных расходов ожидаемый срок окупаемости проекта не превысит 25 лет. Хочется надеяться, что первые шаги по реализации этого масштабного проекта будут сделаны уже в недалёкой перспективе.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.03.2014