18-01-20 / 2020
Новости отрасли
Телеграмма к Рождеству

Казахстан ввел длительную конвенцию на въезд порожних вагонов на свою территорию "Казахстан темир жолы" (КТЖ) с 5 января 2020 года ввели запрет на следование порожних вагонов внутри страны из сопредельных с Казахстаном государств. Инициатива связана с профицитом подвижного состава на сети КТЖ. Сейчас на железной дороге простаивают 5,2 тыс. вагонов как отечественных, так и зарубежных составов.

Как отмечалось в телеграмме КТЖ от 30 декабря 2019 года, с 5 января вступил в силу запрет на перевозку из соседних государств порожних вагонов любых собственников в адрес станций Казахстана. Под конвенцию подпали все перевозчики стран пространства 1520, кроме самого Казахстана. Как сообщил "Гудку" первый заместитель председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов, это решение связано с избытком подвижного состава на сети. На станционных путях сети железных дорог в стране простаивают 5,2 тыс. вагонов, не востребованных к погрузке.

Изначально в документе отмечалось, что действие конвенции бессрочно. Однако по итогам совещания национальной промышленной палаты Казахстана "Атамекен", прошедшего 13 января, между представителями КТЖ, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, а также операторскими и экспедиторскими компаниями принято решение о снятии ограничений во второй половине февраля 2020 года.

В российском Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) отреагировали на ввод ограничений, и 9 января исполнительный директор организации Алексей Дружинин направил письмо с обращением к заместителю министра транспорта России Владимиру Токареву и первому заместителю генерального директора ОАО "РЖД" Анатолию Краснощеку. В письме говорится, что инициатива КТЖ является дискриминационной по отношению к российским операторам, работающим на территории Казахстана, а конвенция противоречит принципам равного доступа на рынке оказания услуг стран, входящих в Евразийский экономический союз, а также актам Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества.

Однако, как сообщили "Гудку" в Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" (ЦД), формально Казахстан ничего не нарушил. Уведомлять администрации об ограничениях надо за четверо суток, письмо от КТЖ было разослано за семь дней до ввода ограничений.

"Решения о вводе конвенций администрации согласовывают с Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества. Мы 30 декабря получили уведомление от Дирекции совета о том, что Казахстан с 5 января вводит конвенцию на прием порожних вагонов – крытых, полувагонов и платформ – на всех станциях в адреса всех грузополучателей. Затем, после телеграммы о запрете, во время праздничных дней Дирекция совета отправила несколько повторных уведомлений, где некоторым собственникам подвижного состава разрешили отправлять порожние вагоны на отдельные станции для определенных грузополучателей. Это решение казахстанской стороны. РЖД не инициировали обращений о разрешении отдельным операторам ехать в Казахстан", – отметили в ЦД.

С ряда российских железнодорожных операторов запрет отменили еще 7 и 8 января. В телеграммах заместителя председателя Дирекции Совета железнодорожного транспорта государств – участников Содружества Сергея Соложенкина (документ есть в распоряжении редакции) отмечено, что конвенцию сняли с АО "Первая грузовая компания", АО "Федеральная грузовая компания", АО "НефтеТрансСервис", а также АО "Новая перевозочная компания" и ПАО "Совфрахт".

Как сообщил "Гудку" начальник коммерческого управления универсальных перевозок коммерческого департамента АО "НефтеТрансСервис" Дмитрий Мальцев, запрет отменили не полностью, а лишь для трех ключевых для компании направлений, где грузят наибольший объем. Однако эти станции он не назвал.

"Сейчас сняли конвенцию только для трех станций погрузки, но для остальных маршрутов в Казахстане ограничения действуют. Пока мы можем работать только с тремя ключевыми клиентами. На нас решение КТЖ существенно отражается, поскольку открытых станций, где мы грузим не такие большие объемы, как на других трех, очень много", – говорит Дмитрий Мальцев.

Данных о потерянных для компании объемах груза в период действия запрета топ-менеджер российского оператора не озвучил, однако отметил, что прошлогодние декабрьские перевозки помогли немного сгладить текущую ситуацию. "По Казахстану технология подсчета немного иная. Например, под погрузку января 2020 года вагоны заадресовывывались еще с середины декабря 2019 года. Поэтому благодаря ранней отправке вагонов мы частично выполнили план. В этом месяце мы, конечно, потеряем большие объемы, но за счет открытых под погрузку станций это падение не сильно по нам ударит. Пересматривать договоры с казахстанскими клиентами не планируем, поскольку направления этой страны для нас интересное и с точки зрения объемов плодотворное", – резюмировал Дмитрий Мальцев.

На момент сдачи номера представители остальных российских компаний отказались давать комментарии "Гудку" по этой теме.

Генеральный директор ГП "Кыргыз темир жолу" Канатбек Абдыкеримов утверждает, что поскольку Казахстан освобождает место для собственных вагонов, теперь в Киргизии накапливается порожняк. "С киргизских компаний конвенцию не снимали, однако считаю, что это необходимо сделать. Мы будем решать этот вопрос через совет (Совет железнодорожного транспорта государств – участников Содружества. – Ред.) и уже направили туда соответствующую телеграмму", – сообщил "Гудку" господин Абдыкеримов. В соседнем Узбекистане отказались давать комментарии по теме.

Российские эксперты считают, что введение казахстанской конвенции не сильно отразится на объемах перевозок из этой страны. Генеральный директор Координационного совета по трансъевразийским железнодорожным перевозкам Геннадий Бессонов считает, что конвенция носит исключительно технический характер оперирования вагонов на сети КТЖ. "Часть крупных российских операторов уже эту проблему решила, поэтому сильного снижения грузовых перевозок не прогнозирую. Думаю, что когда конвенцию снимут, большая часть направлений будет расчищена", – пояснил "Гудку" Геннадий Бессонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152018.01.2020