15-05-14 / 2014
Новости отрасли
Текущие риски РЖД

Меня часто спрашивают о том, как чувствует себя ОАО "РЖД" в условиях возросших макроэкономических и политических рисков. Хочу резюмировать основные моменты, так или иначе влияющие на результаты работы компании.

По итогам первого квартала 2014 года мы впервые за всю историю существования ОАО "РЖД" зафиксировали убыток в размере 16 млрд. руб., и это никак не связано с тем, что железнодорожники стали хуже работать. Отрицательный финансовый результат был вполне предсказуем. При этом нефтяные компании по итогам 2013 года продемонстрировали рост прибыли на 50%. "Роснефть", например, получила 550 млрд. руб. чистой прибыли, а дополнительные расходы, которые она могла бы понести на транспортировку своей продукции, составляют всего 3,5 млрд. руб. Цифры выглядят несопоставимо. То же касается "ЛУКойла" и "Новатэка". Мы проинформировали об этом Минэкономразвития, которое поддержало нашу позицию. Буквально на днях Правительство согласилось пересмотреть "нефтяной" тариф для железной дороги со II квартала. Из минусового баланса это нас вряд ли выведет, но ситуацию значительно облегчит.

Что касается падения грузовых перевозок, их объем объективно сократился, но не столь значительно по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - только на 0,4%. Это связано с общими признаками стагнации экономики, что аналитики ОАО "РЖД" тоже уже определяли. По 2014 году первоначальный прогноз роста ВВП озвучивался Минэкономразвития на уровне 2,5%, что, на наш взгляд, выглядело излишне оптимистичным. Сейчас те же чиновники говорят о том, что рост ВВП будет около 1%. Соответственно все расчеты, которые легли в основу принятия решения по тарифам, были завышены в 2,5 раза. В результате в прошлом году ОАО "РЖД" уже срезало 98 млрд. руб. из своей расходной части, а в этом году мы уменьшимся еще на 84 млрд. О том, что такие потери можно компенсировать за счет роста внутренней эффективности компании, сегодня никто уже не говорит. Благодаря своей системе аналитики и использованию межотраслевого баланса, мы в своих расчетах практически не ошиблись и к пессимистичному сценарию тоже подготовились.

По поводу снижения кредитного рейтинга ОАО "РЖД": поскольку рейтинг компании равен суверенному, его значение понижено так же, как и для Российской Федерации, поэтому данный факт я бы прокомментировал скорее как формальный. Именно так, судя по их поведению, его воспринимают и инвесторы,. На финансовое положение ОАО "РЖД" это существенно не влияет, так как в ближайшее время мы не предполагали осуществлять заимствования. Последняя сделка по размещению евробондов была успешной - мы получили 500 млн. евро на 9 лет под среднерыночный процент. Так что если говорить в целом, то ситуация для экономики компании сейчас тяжелая, но не критическая. Несмотря ни на что планы развития, которые были установлены, мы выполняем. Уже созданы проектные офисы (дирекции) по БАМу и Транссибу, которые начинают разворачивать работу по модернизации этих стратегических магистралей. Государство инвестирует в проект средства Фонда национального благосостояния. Считаю это очень правильным решением, хотя некоторые наши оппоненты и подвергают сомнению его целесообразность, утверждая, что в период экономического спада надо на всем экономить. Это, кстати, одно из теоретических клише, которое блестяще опровергает Пол Кругман, лауреат Нобелевской премии по экономике. Буквально на днях вышла его статья, где он аргументировано доказывает, что в периоды кризисов надо не сокращать, а как раз увеличивать государственные расходы, обеспечивая пролог будущего экономического роста. Эта логика представляется здравой и в отношении госинвестиций в реконструкцию БАМа и Транссиба, которая завершится в 2017 году. По сути, этот проект должен стать драйвером развития российской экономики на дальневосточном направлении, стимулируя развитие промышленности и городов, а также экспортного потенциала страны. Положительный эффект от его реализации будет ощущаться обществом десятилетиями, а вложенные государством средства вернутся в виде увеличенных налоговых поступлений в бюджет, причем в разумные сроки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру15.05.2014