31-07-18 / 2018
Новости отрасли
Техрегламент отправит локомотивы в утиль

В связи с вводом в действие требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" в полном объеме со 2 августа этого года продление срока службы маневровых локомотивов без модернизации и сертификации будет невозможным. Ситуация с тяговым подвижным составом сегодня оценивается, как критичная. Так в парке СРО Ассоциация "Промжелдортранс" насчитывается 703 локомотива серий ТГМ4, ТГМ6, ТЭМ2 и других., выпущенных еще в прошлом веке. Продлен срок службы по действующему законодательству через определение остаточного ресурса у 98% тяговых единиц.

В такой же ситуации оказался весь железнодорожный транспорт необщего пользования. В его общем парке около 8000 маневровых локомотивов, срок службы истекает у 90%. Они обслуживают почти 10 тысяч промышленных предприятий. Из всего парка примерно 2500 локомотивов выходят на пути общего пользования, забирая порожняк или доставляя вагоны с грузом на 750 станций ОАО "РЖД".

Чтобы стимулировать процесс обновления тягового подвижного состава, Правительство РФ в прошлом году приняло постановление № 544 о субсидировании покупки локомотивов. Но даже с учетом этих субсидий аккумулировать денежные средства на приобретение тягового подвижного состава – непосильная задача для предприятий промышленного железнодорожного транспорта. Большинству из них старые локомотивы достались в наследство от МПС, и они давно уже самортизированы.

Между тем, этот тяговый подвижной состав еще не выработал свой ресурс. По расчетам ВНИКТИ, а также ряда экспертных организаций, локомотивы, работающие на путях необщего пользования, могут безопасно эксплуатироваться до 60 лет от даты постройки. Вынуждая списывать работающие машины, ППЖТ тем самым вгоняют в долги и банкротство.

Продлять назначенный срок службы локомотива посредством модернизации и сертификации – это абсурд. Такая процедура стоит недешево – 60-70% от цены нового локомотива. А главное, продление назначенного срока службы зависит только от технического состояния подвижного состава и гарантии на определенный срок безопасной эксплуатации его базовых узлов. Почему же отвергается этот менее затратный способ? Да и к самому термину "назначенный срок службы" есть вопросы: как он устанавливался и чем был обусловлен?

Мы убеждены в том, что модернизация парка маневровых локомотивов не должна протекать в стрессовом режиме. В связи с запретом на продление срока службы в 2021 - 2026 годах ожидается списание 5000 маневровых локомотивов. Но локомотивостроительные заводы не смогут поставлять по 1000 маневровых локомотивов в год, чтобы обеспечить им замену. А если нарастят мощности, то что делать потом, когда спрос на продукцию резко упадет?

В настоящее время при непосредственном участии СРО Ассоциация "Промжелдортранс" разработаны и проходят согласования изменения в Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" с целью вывода из-под его действия локомотивов, эксплуатируемых на железнодорожных путях общего пользования. Это правильный шаг, правда, надо было сделать это намного раньше. Главная задача сегодня -сформировать процедуру продления срока службы этих локомотивов на национальном уровне. С этой целью мы провели уже несколько совещаний с представителями исполнительных органов государственной власти. А в Программу разработки национальных стандартов на 2018 год включена разработка национального стандарта РФ "Тяговый железнодорожный подвижной состав необщего пользования. Требования к продлению срока службы".

Новая процедура, с одной стороны, не должна ставить финансовый барьер продлению срока службы тягового подвижного состава, с другой - быть достаточной для получения достоверных сведений о возможности дальнейшей его безопасной эксплуатации.

Нам говорят: но нельзя же бесконечно продлять срок службы локомотивов! Но и списывать в утиль рабочие машины, я считаю, нельзя. Надо создать такие условия, чтобы собственник сам почувствовал выгоду от замены старого локомотива на новый. При этом новый локомотив должен иметь лучшие технические характеристики и соответствовать ожиданиям потребителя.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру31.07.2018