11-01-18 / 2018
Новости отрасли
Технология ускорения

Быстрее продвигать поезда по наиболее загруженным магистралям позволят предложения отраслевых ученых, представленные на заседании Объединенного ученого совета ОАО "РЖД", прошедшем в конце декабря.

Ученые предлагают экономные способы повышения пропускной способности железных дорог. Как сообщил член ученого совета АО "ВНИИЖТ" профессор Александр Осьминин, в настоящее время 80% грузооборота российских железных дорог приходится на основные направления протяженностью 28 тыс. км (33% длины всей сети). При столь интенсивной загрузке на этих линиях нередко происходят задержки поездов.

Поэтому в отрасли принята программа их реконструкции, что связано со значительными капитальными вложениями и длительными сроками выполнения работ. Среди них – совершенствование устройств сигнализации, централизации и блокировки, развитие путевых устройств, электрификация линий, введение более мощных локомотивов и инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой. Однако, как показали проведенные отраслевыми учеными исследования, пропускную и провозную способность железных дорог также можно повысить, проведя организационно-технические мероприятия, требующие меньших расходов.

Например, организация регулярного обращения сдвоенных поездов позволит сократить размеры движения на загруженных участках. Этому же будет способствовать переход на более эффективные типы графиков движения, в том числе пакетный, когда поезда следуют в одном направлении со строго заданным интервалом. Специализация линий на грузовое и пассажирское сообщение позволит уравнять скорости движения поездов по участкам, что также повысит пропускную способность сети железных дорог.

Еще одно предложение – необходимо снизить сезонную неравномерность перевозок, чтобы обеспечить стабильную загрузку линий в течение всего года. Для этого необходимо заключать долгосрочные договоры с ведущими грузоотправителями и операторами подвижного состава.

По мнению Александра Осьминина, в настоящее время пропускную способность сильно снижает многократная переработка порожних полувагонов на сортировочных станциях. Например, на Восточном полигоне до поступления на углепогрузочную станцию каждый полувагон в среднем перерабатывается на сортировочных станциях более четырех раз, поскольку адрес его назначения постоянно уточняется владельцами парка даже в пути следования к месту погрузки. Решить эту проблему позволит формирование единого информационного пространства для грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя на всем отрезке оказания услуги перевозки. Кроме того, необходимо предпринять организационные меры по сокращению сортировочной работы на этом полигоне.

По словам приглашенного на заседание Объединенного ученого совета начальника технологической службы Красноярской железной дороги Игоря Шарафетдинова, совместно с учеными уже разработан вариант технологического решения по ускорению возврата порожних вагонов на Восточном полигоне за счет переноса основного объема сортировки порожняка для Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог на сортировочную станцию Тайшет. В настоящее время этот вагонопоток в основном перерабатывается на станциях Хабаровск-2 (1300 вагонов в сутки), Иркутск (450 вагонов в сутки) и Красноярск-Восточный (720 вагонов в сутки), а в Тайшете сортируют всего 350 порожних вагонов ежесуточно. Анализ существующих технических возможностей по переработке порожних вагонопотоков после выгрузки на Восточном полигоне на сортировочной станции Тайшет показал, что такое решение позволит экономить до четырех "ниток" графика движения поездов в сутки. Это значительно снизит нагрузку на попутные технические станции западного направления следования поездов и повысит пропускную способность всего полигона.

Как уточнил Игорь Шарафетдинов, все другие применявшиеся в последние 10 лет логистические схемы возврата порожних полувагонов (агентские договоры с собственниками подвижного состава, организация кольцевых маршрутных отправок, переадресовка в пути следования и др.) не позволили эффективно организовать эксплуатационную работу в условиях множества собственников подвижного состава. А организация работы на станции Тайшет по формированию маршрутов из порожних полувагонов приватного и привлеченного вагонных парков по назначениям на станции погрузки массовых грузов с учетом различной принадлежности подвижного состава позволит сократить эксплуатационные расходы в целом по полигону на 155 млн руб. в год за счет сокращения числа перерабатываемых вагонов.

Согласно расчетам экономия вагонного парка при этом составит 401 вагон в сутки за счет сокращения простоя вагонов по станциям переработки в среднем на 8,5 часа. Реализовать данный вариант повышения пропускной способности Восточного полигона можно будет, по мнению Игоря Шарафетдинова, уже в конце 2018 года, когда закончится реконструкция сортировочной станции Тайшет.

Профессор кафедры "Изыскания и проектирование железных и автомобильных дорог" ДВГУПСа (Хабаровск) Виктор Анисимов рассказал, что повысить пропускную и провозную способность железных дорог поможет также разработанный учеными этого вуза программный комплекс экспертизы, расчета и анализа массы, скорости и времени хода поездов, получивший название ЭРА. Он показал свою высокую эффективность в ходе расчета межпоездных интервалов движения поездов по участкам Мысовая – Боярский, Архара – Хабаровск-1 Дальневосточной железной дороги, а также при реализации ряда важных проектов развития сети железных дорог.

Принявший участие в заседании Объединенного ученого совета главный инженер Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Николай Шипулин отметил актуальность представленных учеными предложений по повышению пропускной и провозной способности железных дорог, поскольку их реализация не требует проведения существенных капиталоемких мероприятий. Поэтому после доработки и проведения необходимых технико-экономических расчетов они будут использованы на сети железных дорог.

Справка "Гудка"

Железнодорожный узел Тайшет расположен в Иркутской области на пересечении Транссибирской, Байкало-Амурской магистралей и линии Тайшет – Абакан.

Путевое развитие сортировочной станции Тайшет представлено девятью парками и главными соединительными путями. Проект ее реконструкции предусматривает удлинение приемо-отправочных путей в западной горловине транзитного парка, а также частичное переустройство главных путей на абаканском и красноярском направлениях и другие работы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.01.2018