19-12-20 / 2020
Новости отрасли
Технологии ускорят интеграцию

Цифровизация железнодорожной сети Европы требует дополнительных инвестиций

Европейский консультативный совет в области железнодорожного транспорта (ERRAC) опубликовал новую программу стратегических исследований и инноваций (SRIA). Документ предлагает ускорить проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для развития технологий, таких как автоматизация производства, цифровые двойники и интеллектуальное управление активами. Программа позволит ускорить принятие решений об их финансировании на уровне ЕС.

В SRIA отмечается, что одной из ключевых задач на ближайшее десятилетие для европейской железнодорожной отрасли должна стать полная трансформация системы грузоперевозок во всем ЕС, в том числе улучшение интеграции с другими видами транспорта. При этом железная дорога должна стать основой мобильности во всех логистических цепочках. К примеру, инфраструктурные проекты в европейских государствах должны быть сосредоточены на основных коридорах таким образом, чтобы железная дорога подходила ко всем внутренним и международным портам, аэропортам, транспортно-логистическим центрам, обеспечивая бесперебойную доставку грузов от производителя до потребителя.

SRIA также предполагает новую модель устойчивых мультимодальных пассажирских перевозок, когда, к примеру, автобусные остановки, парковки для автомобилей и других транспортных средств становятся частью вокзалов и станций, обеспечивая комфортную среду для перемещения с одного вида транспорта на другой. Кроме того, необходимо синхронизировать расписание, сделать удобные приложения и сервисы для аренды и т.п.

В рамках исследовательской программы, которая будет одинаково обслуживать как мегаполисы и пригород, так и отдаленные регионы, будут рассмотрены способы, с помощью которых железные дороги могут уменьшить загруженность и загрязнение внутри городов.

По мнению экспертов ERRAC (см. справку), для решения этих задач железнодорожные сети необходимо сделать интеллектуальными, чтобы повысить пропускную способность и ускорить различные операции. В этих разработках будут использоваться автономные транспортные средства, Интернет вещей и искусственный интеллект.

Программу стратегических исследований и инноваций в следующем году рассмотрит Еврокомиссия, после чего будет принято решение об ее утверждении или доработке.

По словам председателя ERRAC Альберто Паррондо, благодаря технологиям и инновациям железные дороги уже продемонстрировали возможность предоставления не только безопасных, но и самых экологически чистых услуг по перевозке грузов и пассажиров.

"Также эта отрасль может одновременно создавать огромное количество рабочих мест как на инфраструктуре, так и в промышленности, научных институтах по всей Европе. Кроме того, этот сектор богат идеями по эффективному использованию технологий и инноваций, которые могут стать примером и для других отраслей", – пояснил он.

SRIA определила ряд мероприятий, которые необходимо реализовать с помощью двух подходов – системного и инновационного. Эти два направления неразрывно связаны и взаимно поддерживают друг друга.

Системный подход будет сосредоточен на определении общего видения и целевых требований к архитектуре железнодорожной системы при координации существующих инициатив: подготовка рабочих правил, изучение бизнес-обоснования инноваций и их социально-экономического воздействия.

В свою очередь, инновационный подход будет направлен на подготовку и реализацию конкретных решений и проектов.

Во-первых, железнодорожная отрасль и другие заинтересованные стороны должны будут предоставить новые услуги, такие как интеллектуальная интеграция железных дорог и других видов транспорта в рамках сервисов "от двери до двери".

Во-вторых, отрасль должна трансформировать свои внутренние процессы и оптимизировать бизнес-операции, в том числе с помощью общеевропейских открытых цифровых платформ.

В-третьих, представители отрасли должны исследовать и внедрять инновационные решения, к примеру, умное управление активами и железнодорожные цифровые двойники, а также цифровое моделирование для виртуальной сертификации безопасности подвижного состава.

Основной задачей новой программы SRIA является объединение и интеграция всех технологических и инновационных проектов, которые включены в основные программы и стратегии железнодорожной отрасли ЕС, например TEN-T (Trans-European Transport Network, Трансъевропейская транспортная сеть), Shift2Rail (инициатива ЕС, направленная на создание новых технологий для железнодорожного транспорта) и ERTMS (European Rail Traffic Management System, система стандартов управления и взаимодействия сигнализации для железных дорог Евроcоюза).

Это должно поспособствовать ускорению разработки, производства и внедрения компонентов и решений, создания нормативно-правовой базы, лицензирования, а также даст возможность продолжить финансирование проектов, которые были приостановлены или завершились (по времени), но так и не были окончательно реализованы.

По мнению Альберто Паррондо, текущая неопределенность в области бюджета и сроков может помешать трансформации европейской железнодорожной системы.

"Существует риск провести пустой 2021 год с точки зрения инноваций в сфере железных дорог ЕС. Нам необходимо срочно действовать, чтобы сделать железнодорожный транспорт более гибким к нынешним условиям. Массовая цифровизация, переход к автоматизации и появление автономных поездов не произойдет само по себе", – подчеркнул он.

В связи с этим ERRAC призывает ЕС выделить на первом этапе 1,5 млрд евро для европейской железнодорожной отрасли. Кроме того, следует избегать задержек с началом реализации стратегии, которая будет основана в первую очередь на НИОКР, включенных в SRIA, а не на пустых заявлениях и ничем не подкрепленных инициативах, считает председатель ERRAC.

Стоит отметить, что текущий вопрос напрямую касается четырех железнодорожных администраций, входящих в Европейский союз, – Латвии, Литвы, Эстонии и Финляндии. Помимо технических и юридических вопросов основной проблемой для реализации проектов, зафиксированных в SRIA, является обеспечение достаточного финансирования.

К примеру, в Литве на все проекты, входящие в TEN-T, необходимо около 3,5 млрд евро, а в Финляндии эта цифра варьируется от 1 до 3 млрд евро.

Именно поэтому основная задача ERRAC – донести до институтов ЕС и других заинтересованных сторон общее видение исследований и инноваций в железнодорожной отрасли, чтобы внести свой вклад в формирование благоприятной среды для финансирования, отмечает официальный представитель Международного союза железных дорог (UIC) Кристин Хассун.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152019.12.2020