05-04-21 / 2021
Новости отрасли
Технологии дополняют персонал

Железнодорожные администрации пространства 1520 все чаще принимают стратегии и программы по цифровой трансформации процессов контроля за безопасностью движения, управления, организации закупок. Одни переводят свой документооборот в электронный вид, другие внедряют автоматизированные системы управления движением или программы отслеживания технического состояния инфраструктуры и подвижного состава. Скорость внедрения цифровых технологий на магистралях разная, но сфера их применения будет одинаковой. Сеть

Сергей Дорохин, начальник Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога":

– На нашей сети начиная с 2009 года внедрены автоматизированные системы управления, разработанные "ЦИТ Транс М" (российская компания, создающая программно-технологическое обеспечение для служб и подразделений ОАО "РЖД"). Многие из продуктов "ЦИТ Транс М" успешно используются на дороге. Ежегодно со стороны дирекций и иных эксплуатирующих подразделений дороги в Информационно-вычислительный центр ЮКЖД поступают заявки на доработки тех или иных систем с учетом актуальных требований.

Одной из главных задач в 2021 году является внедрение системы электронного документооборота при осуществлении грузовых перевозок. Пилотным проектом является переход на электронный документооборот с ключевым клиентом ЮКЖД – ООО "ГеоПроМайнинг Голд".

Система позволит ускорить и упростить взаимодействие участников перевозочного процесса. Основными преимуществами технологии станут хранение документов в электронном виде, упрощение в их обмене и поиске, а также возможность ограничения доступа пользователей.

Новые документы будут юридически подкрепляться электронной подписью. Такая система будет использоваться при организации грузоперевозок в местном сообщении и предоставлении дополнительных услуг.

Электронная подпись – аналог собственноручной подписи. Надежность электронной подписи обеспечивается современными, хорошо известными криптоалгоритмами.

В процессе разработки – "калькулятор логистических услуг". Такая система будет размещена на корпоративном сайте ЮКЖД и предоставит возможность всем коммерческим организациям и физическим лицам получить предварительный расчет о стоимости перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Уже рассматривается вопрос о внедрении системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management). Мы рассчитываем, что CRM решит несколько задач компании. Например, увеличение доходов за счет привлечения нового клиента, снижение издержек компании, повышение производительности сотрудников в компании и многое другое.

Приоритет

Евгений Чаркин, заместитель генерального директора ОАО "РЖД":

– В ОАО "РЖД" есть Стратегия цифровой трансформации, утвержденная советом директоров компании в 2019 году. Согласно ей, мы разрабатываем восемь цифровых платформ и более 50 сервисов и продуктов на их основе. Цель этой работы – улучшить наши производственные процессы и взаимодействие с клиентами, в том числе с пассажирами и грузоотправителями.

Один из приоритетов на 2021 год – это направление "цифровая станция". Мы продолжим создание "цифрового двойника" инфраструктуры – на пилотных объектах обеспечим контроль жизненного цикла процессов строительства и эксплуатации. Мы также цифровизируем сквозной процесс доставки грузов, включая эффективное планирование ресурсов, автоматическое формирование заданий и контроль их исполнения. Кроме того, в рамках развития "цифрового депо" выстраиваем систему предиктивного анализа состояния пилотных локомотивов и их оборудования и продолжаем создание доверенной среды с сервисными компаниями.

Еще одно важное направление работы – создание цифрового профиля клиента компании – как пассажира, так и грузоотправителя. Для пассажиров мы совершенствуем систему информирования, сервисы мультимодальной перевозки, особое внимание уделяем управлению качеством транспортных услуг. Для грузоотправителей разрабатываются конструктор портфеля услуг, унифицированный набор услуг с едиными параметрами качества, система управления обращениями и многое другое.

Также продолжаем детализацию "цифрового портрета сотрудника", включая биометрию, безбумажное взаимодействие компании и работника, электронное назначение льгот и другое.

Технологическая составляющая этой работы включает в себя самые современные цифровые технологии: распределенный реестр, искусственный интеллект, Интернет вещей, "большие данные", цифровое моделирование в строительстве и так далее.

Тест

Равшан Рахманбердыев, заместитель начальника Главного управления развития логистики и цифровизации АО "Узбекистон темир йоллари" (УТЙ):

– В УТЙ на постоянной основе принимаются меры по цифровизации основных бизнес-процессов, связанных с обслуживанием клиентов. В сфере грузовых перевозок проектируется информационная система по оказанию услуг грузовладельцам в онлайн-режиме, с дальнейшим переходом на электронные перевозочные документы при взаимодействии с пользователями услуг железнодорожного транспорта. Система позволит сократить время оформления документов, устранить бюрократические барьеры, повысить уровень конкурентоспособности железнодорожного транспорта, привлечь дополнительные объемы грузов и оптимизировать штат сотрудников.

Сейчас мы проводим тестирование первого этапа системы, которая позволяет в онлайн-режиме подавать заявки на грузовые вагоны, заключать электронные договоры с региональными железнодорожными узлами и соглашения с технологическим центром по обработке перевозочных документов с использованием электронных цифровых подписей, использовать размещенный тарифный калькулятор и предоставляет другие услуги.

Еще одним проектом является разработка и внедрение системы интеллектуального видеораспознавания номеров железнодорожных вагонов на станции Сергели. Система предназначена для идентификации грузовых вагонов по номерам, автоматизации контроля их дислокации и организации автоматизированного учета простоя грузовых вагонов на подъездных путях и снижения человеческого фактора при организации учета простоя. После апробации и тестовой эксплуатации система будет тиражироваться на крупных станциях.

Экономия

Серик Кандыкбаев, директор филиала АО "НК "Казахстан темир жолы" – Центр трансформации бизнеса:

– С 2019 года КТЖ реализует 60 разных проектов. Эти действия направлены на повышение экономической эффективности предоставляемых услуг, совершенствование бизнес-процессов, цифровизации и автоматизации деятельности компании.

Для изменения эксплуатационных и финансовых показателей с этого года компания пересмотрела качественные подходы. Например, из около 30 разных инициатив и проектов, реализуемых на данный момент в "КТЖ – Грузовые перевозки" (КТЖ ГП), 10 будут в области трансформации. Среди них повышение эффективности локомотивной тяги, оптимизация бизнес-процессов, реинжиниринг, повышение производительности труда, все, что связано с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, а также топливом. Работа над этими ресурсами позволит КТЖ ГП стать более конкурентоспособным на рынке.

Кроме того, сформирован большой блок крупных проектов по автоматизации и диспетчеризации, а также загрузке терминалов АО "Кедентранссервис" и АО "Казтемиртранс".

На 2021-2025 годы перед нами стоит задача достичь порядка 100 млрд тенге чистой выгоды по всем проектам в соответствии с программой трансформации. Все, что мы экономим от снижения затрат, по согласованию с акционером будет тратиться на улучшение условий труда сотрудников КТЖ и увеличение зарплат.

Документ

Александр Левин, заместитель начальника филиала по информационно-вычислительному обеспечению ГП "НК "Кыргыз темир жолу":

– Одним из приоритетных направлений в цифровизации процессов на Киргизской железной дороге является переход к использованию электронного документооборота. Такая система будет использоваться при организации и оформлении перевозок грузов в международном грузовом сообщении.

Разработка нашими IT-специалистами программного обеспечения по формированию электронной железнодорожной накладной позволила осуществить взаимообмен сообщениями (электронными накладными) между информационными системами железных дорог Киргизии и Казахстана. Это послужило основой для формирования базы данных в объеме накладных СМГС и реализации инструмента предоставления расширенной информации о перевозимых грузах железнодорожным транспортом в режиме онлайн государственным контролирующим органам Киргизии.

Дальнейшим этапом развития электронного документооборота на нашей сети является переход к полностью безбумажной технологии оформления международных грузовых перевозок с использованием юридически значимой электронной (цифровой) подписи.

Контроль

Илкки Хейсканена, старший вице-президент по стратегии и корпоративному развитию VR Group:

– Недавно специалисты VR FleetCare (дочернее подразделение VR Group по ремонту подвижного состава) создали систему, в которой можно отслеживать состояние инфраструктуры. Такая система позволяет вовремя проводить ремонт участка магистрали. Система собирает данные на основе датчиков, которые предварительно устанавливаются на железнодорожной инфраструктуре. Интерфейс программы очень прост и представляет собой цифровую карту, на которой отмечены разные участки магистрали. В случае сбоя или поломки система отмечает участок, где произошел сбой. В перспективе мы видим эту систему не только на железных дорогах Финляндии, но и у других стран.

Также специалисты VR FleetCare сегодня предлагают сканеры для локомотивов. Система позволяет следить и за состоянием систем локомотива, сигнализируя о необходимости проведения планового ремонта или о замене машины.

При внедрении новых технологий мы заинтересованы в новом качественном сервисе для пассажиров. Мы посещаем европейские конференции, проводим конкурсы по поиску стартапов для перевода обслуживания клиентов в полностью цифровой формат (приложений и серверов). Поэтому не исключено, что уже в этом году наших клиентов ожидают инновации.

Информация

Орхан Ахмедзаде, старший специалист по анализу научных достижений и инноваций отдела анализа и внедрения инноваций ЗАО "Азербайджанские железные дороги":

– В ЗАО "Азербайджанские железные дороги" (АЖД) планируется внедрение Комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ). Данная система занимается сбором, обработкой, хранением и предоставлением зарегистрированным пользователям координатной информации об объектах инфраструктуры и подвижных объектах железнодорожного транспорта.

Важной предпосылкой создания КСПД ИЖТ является широкое развитие инновационных методов получения, обновления и обработки пространственных данных. Например, спутниковые навигационные технологии, системы дистанционного зондирования, автоматизированные комплексы неразрушающего контроля, компьютерное моделирование.

Также рассматривается возможность внедрения системы автоблокировки с тональными рельсовыми цепями, централизованным размещением аппаратуры и дублирующими каналами передачи информации (АБТЦ-М). Данное решение представляет собой микропроцессорную систему интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов на перегонах.

Технология

Моника Лиллес, официальный представитель национальной железнодорожной компании Eesti Raudtee:

– На Эстонской железной дороге (ЭЖД) проходит внедрение Европейской системы контроля движения поездов (ETCS). Она позволит нам автоматизировать и оцифровать процессы, связанные с управлением движением поездов. Сбор статистики движения для дальнейшего анализа, составления расписания и передачи данных в диспетчерские центры, а также управление железнодорожной инфраструктурой – все эти задачи новая система возьмет на себя.

Перед переходом на ETCS мы проводим подготовительный этап. Для этого в ноябре 2020 года подписан контракт на модернизацию систем безопасности на железнодорожной сети Эстонии, а именно установку CCSS (Control Command and Signaling System, система безопасности европейского образца). До 2024 года планируется усовершенствовать системы безопасности на шести участках магистрали и примерно на 50 станциях ЭЖД.

Еще одним проектом, который сейчас реализуется на сети ЭЖД, является проект по внедрению дронов Hepta. Это техническое решение позволит проводить проверку железнодорожного полотна на загруженных участках сети. Дроны уже успешно прошли тестовые испытания, предоставив полную картину состояния эстонских железных дорог. Пока мы изучаем, насколько эта система применима в повседневной работе ЭЖД. Возможно, что вскоре использование дронов станет основным методом для проверки железнодорожного полотна и сети в целом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152005.04.2021